В одни из декабрьских выходных у меня была возможность неспешно погулять в очень примечательном районе центра Москвы около метро Кропоткинская. Каждый житель столицы знает его, да и не только житель. В нем сконцентрировано очень много интересных достопримечательностей, но речь пойдет совсем не о них, а о современной тенденции в архитектуре Москвы.
Сразу оговорюсь, что я не архитектор и не художник. Мой взгляд и мнение основано на не профессиональных знаниях и навыкам, а на том, что я чувствую как обычный горожанин, который обращает внимание на здания и памятники в центре нашей столицы. Как не странно, но самым лучшим временем для подобной оценки является именно зима. По крайней мере, для меня точно. Летом очень много отвлекающих факторов: зелень аллей, журчание Москвы-реки, веющая от неё прохлада, постоянно курсирующие теплоходы, прохожие с радостными улыбчивыми лицами, особенно девушки, расцветающие в теплое время года ни чуть не меньше, чем прекрасные цветы, растущие на клумбах по соседству. И не забуду про фонтаны. А их в этом районе много и на любой вкус, начиная от «пешеходного» - около ЦДХ и заканчивая «речными» - напротив Болотной площади и Якиманской набережной.
Погода выдалась не самая лучшая: шел мелкий ледяной снег и дул сильный ветер. Для меня нет ни чего лучше зимой, чем медленно падающие с неба крупные снежинки, превращающиеся в цвете городских огней в ещё более сказочные творения. Ведь без этого нельзя себе представить атмосферу наступающего Нового Года. Знаю, что многие в детстве пробовали их на вкус, но в городе так лучше не делать, особенно в Москве.
В этот раз снег был совсем не дружелюбным. Маленькие льдинки с большой скоростью ударялись в лицо и не было особого желания поднимать глаза им на встречу, но это заставляло не раз останавливаться, поворачиваясь спиной к ветру, неспешно наблюдать за работой коммунальных служб, активно убиравших улицы от очередного «подарка природы», и смотреть на те самые здания и памятники центра Москвы.
Архитектурной доминантой этого района является Храм Христа Спасителя. Это не столько главный храм для православных христиан в России, сколько памятник. Ведь он был заложен в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Пусть он и воссоздан, на месте разрушенного в XX веке храма, но это лучше чем бассейн, который здесь был в советское время или, скажем, такой популярный объект недвижимости, как торгово-развлекательный комплекс или очередной дорогой отель. Храм хоть и стоит практически на историческом месте, но для создания лучшего вида на него был построен превосходящий его в десятки раз по размерам цокольный этаж-постамент, возвысивший храм над всеми окружающими постройками советского периода. В его цоколе помимо церковной инфраструктуры располагаются автостоянка, автомойка, бизнес-центр, два центра искусству, институт политики и деловых коммуникаций. В своеобразной нише с северной стороны Храма создан очень уютный сквер, позволяющих хоть немного забыть о кипящем ритме мегаполиса и насладиться частичкой природы. В сквере установлен памятник Александру II, при котором было выполнена большая часть работ, но завершение росписи и отделки внутреннего убранства с последующим освещением Храма Христа Спасителя состоялось спустя два года после гибели Александра II при участие его сына – Александра III. Строительство храма заняло без малого 44 года.
Фигуру и роль императора Александра II в истории России сложно оценивать, но это один из самых значимых реформаторов застоявшейся без явных изменений страны. Я не буду углубляться в то, что вы и без меня знаете, остановлюсь лишь на одном из эпизодов биографии, характеризующем его человеческие качества. На одном из уроков истории посвященному восстанию Декабристов и вынесенным им приговорам к юному цесаревичу Александру подошел его отец – император Николай I и задал вопрос: «Как бы ты поступил на моем месте?». Александр ответил: «Я бы простил…». Одно дело, когда тобой движут гуманистические позывы в молодости, ведь ты не обременен государственным управлением, и совсем другое, когда тебе необходимо преобразовывать страну не отступая от самодержавного строя. Все его реформы от начала и до конца имели двойственное содержание, но все равно это хотя бы какое-то движение вперед.
Пройдя по Патриаршему мосту, перед нами открывается панорама на цеха одной из крупнейших кондитерских фабрик Советского Союза - «Красный Октябрь», ныне не действующей. Её производственные помещения отданы в аренду под разнообразные кафе, рестораны и выставочные площади. Именно на этом объекте и подобных ему я и хотел бы остановиться более подробно в этом рассказе.
Современная тенденция перевода промышленных объектов из городов, уже практически не оставила сколько-нибудь значимого производства в границах Москвы. Иногда до перевода дело не доходило и крупнейшие заводы, которыми гордилась большая страна, тихо умирали, оставляя после себе отличные площади под коммерческую застройку. Вы без меня прекрасно знаете примеры автогигантов ЗиЛ и АЗЛК. Производство Красного Октября было перенесено в 2007 году на площади другого кондитерского концерна «Бабаевский», а пустующие здания было решено превратить в некое подобие выставочное-торгового комплекса. На мой взгляд, очень странное решение, но обо всем по порядку.
На подходе к бывшим производственным зданиям на одном их ресторанчиков нас встречает надпись на двух языках: «Это не остров. It’s not an island» Вот даже не знаю у кого возникал вопрос о географическом определении этого места, но в такие моменты мне всегда хочется задать следующий вопрос: «А что же это?». Ради ответа я в кафе не пойду, но если уж образовывать сограждан и англоязычных туристов, то до конца. Ответ на вопрос, который я даже не собирался себе задавать заставляет меня рыться в просторах всемирной сети. Как бы не запутаться, а на улице прохладненько. Ну вот вроде обошлось: это искусственный, но все же остров, который образовался при отводе вод Москвы-реки от ремонтируемых в XVIII веке опор одного из мостов. Неплохой такой канал получился с фонтанчиками. Я бы ещё один такой прокопал в районе пересечения Долгоруковской улицы и Оружейного переулка, чтобы был повод снести этого «стеклянного монстра». Может канал и не получится, но сквер с прудиком вполне неплохой выйдет.
Теперь собственно к промзоне фабрики Красный Октябрь. Спускаясь вниз у меня ни каким образом увиденное не ассоциировалось с центром столицы. Уж простите. Я умею смотреть на окружение и не беру в расчет дорогие машины и внутреннее убранство шикарных ресторанов. В данном случае мне важна архитектурная составляющая сооружения. А какая она может быть у производственного здания советской постройки? Не очень красочная. Наспех сложенная кирпичная кладка без малейшей попытки создания декора закрашена толстыми слоями краски, выдавая низкий сорт кирпича, год от года разрушающийся от процессов влагопоглощения и замерзания зимой. Я долго пытался понять посыл сохранения этого комплекса зданий и не находил для себя ответа. Да это часть истории и музей и памятная табличка рабочим, которые воевали в Великую Отечественную Войну должны быть сохранены. Но разве не достоин уйти в прошлое этот псевдоиндустриальный пейзаж и быть построен на его месте современный функциональный комплекс, отвечающий всем требованиям и стандартам. Вы скажете, что я цепляюсь, но я знаю, что такое промышленное строительство и современные требования обеспечения безопасности в местах массового скопления людей. Уж поверьте, этот «объект» им не соответствует от слова «совсем». Кто-то очень хорошо умеет прищуриваться. Что до эстетической стороны вопроса, то мне не хочется в центре города видеть вьющиеся открыто по фасадам кабельные линии и вереницы не предусмотренных на этапе сооружения цехов коммуникации. Несмотря на мое не самое орлиное зрение, все это очень сильно бросается в глаза.
Может быть, у авторов этой задумки была мысль создать в этом месте некое подобие уединенности и окунуть посетителей в атмосферу узких улочек старинных европейских городов. Для этого в одном из переулков предприимчивые хозяева ресторанчика распилили пополам прекрасную ГАЗ М-20 «Победу», расположив её в стене. Думаю, что это некое погружение в атмосферу кубинских улочек, но вот едва ли бордовый кирпич способен это сделать. Не хватает для этого ярких и светлых цветов. Чуть дальше, создавая очередной выбивающийся из окружения сюжет, стоят мотоциклы и мопеды 60-х, 70-х годов, будто всем своим видом говоря, что в кафе сидит Одри Хепберн и сейчас неожиданно выбежит из ресторанчика, держа за руку Грегори Пека, и умчится на голубом мопеде в веселые Римские каникулы. Даже жаль, что хорошая задумка не раскрыта в полной мере. Все же я слишком много видел подобных заводов в примерно таком же обветшалом состоянии практически в каждом из посещенных мною городов нашей страны.
Не добавляет комфорта гостям и узкие тротуары вдоль заводских дорог. Я люблю гулять по набережным, но здесь это не доставит особого удовольствия. Необходимо постоянно расходясь со встречными потоками прохожих не угодить в столб или не попасть под колеса снующих такси и ленивых посетителей на автомобилях. Да, уж простите, но нужно чаще гулять. Единственная действительно пешеходная зона расположена на протяжении метров 50 со стороны Болотной набережной около входа в фотогалерею имени братьев Люмьер. Именно с этого места открывается хороший вид на действительно грамотный пример превращения старого промышленного здания в красивый элемент архитектуры - это здание текстильной фабрики конца XIX века. Оно построено из качественного красного кирпича с элементами фасадного декора. Советую всем посмотреть на него издали и вблизи, а также ознакомится с его историей. Это полезно сделать. Сейчас в нем располагаются объекты элитной недвижимости. Справа от него соседствует какое-то чужеродное по стилю здание. Даже не знаю, какой архитектор согласовывал его постройку, но он точно очень сильно прищуривался. А вот самое первое здание на Якиманской набережной вполне себе неплохое хоть и абсолютный новодел, но издалека в огнях вечерней столицы можно представить, что ты стоишь у одного из каналов Петербурга. И последнее про территорию промзоны Красного Октября. Мое внимание привлекло странное сооружение в самом конце Болотной набережной напротив самого страшного и здоровенного памятника Петру I. Оно представляет из себя некое подобие «гаража без задней стенки и ворот». Может раньше там были ворота и установлены автомобильные весы, для контроля массы грузового транспорта на выезде и выезде с территории фабрики. В этой своей догадке я не уверен.
Не могу не сказать несколько слов о памятнике. Я знаю, что это сооружение установлено в честь 300-летия создания русского военного флота, но в этом заслуга Петр I, поэтому и памятник в большей степени посвящен ему. У Екатерины II было гораздо больше чувства вкуса и меры, чем у правительства Москвы в конце 90-х годов. Не знаю как вам, но мне этот памятник не нравится. Я долго пытался понять с какого расстояния на него нужно смотреть, может он и похорошеет, но так и не нашел подходящего. То Петр I не виден при близком осмотре с Якиманской набережной, то с Крымской набережной его фигура сливается с кораблем. Почему по замыслу в памятнике корабль соревнуется с Петром I и зачем было делать такие неправдоподобные пропорции? Почему нельзя было ограничиться элементом палубы и показать Петра I в качестве единственного героя монумента? А то, что он создавал флот, укреплял армии и ещё много чего одним монументом точно не покажешь. Всей Москвы не хватит, если в подобной манере стремиться оживить подвиги и заслуги достойных людей России.
«Не остров» оставляет противоречивые ощущения. Порой хочется совсем не смотреть на него и искать более приятные взгляду объекты, благо их хватает в округе. А иногда, умело созданный антураж перед входом в кафе или ресторан действительно заставят забыть все недочеты и просто дать волю своему воображению.