Найти тему
Исторические сражения

Что скрывает Гражданская война в США. Конфликт в фотографиях - ч. I

Сложно оправдать любую войну. Совсем уж трудно найти хоть какие-то моральные рамки для войны гражданской. Парадоксальность же ситуации в том, что для исторической науки интересны в большей степени именно войны, поскольку в их толще все процессы, до того копившиеся и скорее тлевшие, чем сиявшие, становятся видимыми и обретают динамизм, некий трагический пафос.

Очень показательна в этом плане Гражданская война в Америке. Собственно, по-хорошему их там было несколько (ибо индейские войны тоже можно отнести в разряд подобных), но раз уж официально гражданский статус получила только та, что Севера с Югом (Союза с Конфедераций), то останемся в рамках привычных определений.

В ту войну много чего случилось впервые – даже с позиции технологий. Оптические прицелы и массированное применение снайперов, широкое применение казнозарядного оружия и окончательный переход на унитарный боезапас (не совершен, но наметился и разогнался), первые корректировки артиллерийского огня с летательных аппаратов (воздушные шары), бронепоезда (или их прототипы) и масса чего нового, до чего человечество все никак не смело додуматься. Словом, действо вышло насыщенным, плотным, динамичным.

В 1862 году фотограф Эвард Энтони (1818 – 1888) зарегистрировал на свое имя как интеллектуальную собственность две фотографии, которые потом использовали как образ той войны. Первая из них называлась "Юная Америка" и изображала белого ребенка, который, как считалось, ужасался самому факту рабовладения.

Второй снимок был контрастом первого и назывался "Юная Африка или яблоко раздора". Это был диптих, ставший символом борьбы с рабовладением. Юмор ситуации в том, что война эта совсем не планировалась как могильщик рабовладельческого строя. Эта событийная грань, черта образовалась случайно. Базовым же был, пожалуй, конфликт старого и нового. Это война развивающегося общества с архаичным устоем. А уж дальше начались вариации и метаморфозы.

-2

В ту войну невероятно широко применялась наглядная агитация. Были плакаты по всей стране и даже листовки в тылу врага, призывавшие к некой упрощенной справедливости – рамки же ее устанавливала каждая конфликтующая сторона отдельно.

Вот пример "Родины-маетери, что зовет". Только на свою, североамериканскую манеру. Объявление о вербовке солдат.

-3

Интересно, что северяне, помимо более развитой промышленности, в конечном итоге получили еще одно конкурентное преимущество – поддержку негров. Хотя, чести ради, стоит отметить, что сначала рабство отменили не во всех северных штатах (как оно и было не во всех штатах южных), но тактически этот ход оказался удачным. Афроамериканцы поверили янки, и некоторые части северян комплектовались только ими – вплоть до офицерского состава.

На фотографии 4-я рота форта Линкольн. Любопытная деталь: у части солдат винтовка Энфилда, типичная для южан. У северян же стандартным оружием считалась винтовка Спрингфилда, тоже различимая в кадре. Причем у них был разный калибр (хотя различие и не было существенным) - .577 и .58 соответственно. Причина проста: трофеями никто не видел смысла разбрасываться.

-4

Еще один гордый боец (в чине капрала) за справедливость с револьвером Кольта образца 1849 года. Кстати, эта фотография объясняет, почему этот образец не заинтересовал в свое время англичан (у тех в ходу был Адамс). Во-первых, раздельная рамка – непрочно. Во-вторых, калибр слишком мал – останавливающего действия пули не хватало. Калибры 44 и 45 войдут в линейку Кольтовских фабрик позднее. Хотя конкретно эти револьверы (в тот год было два варианта таких небольших) все же ценили гражданские – за компактность.

-5

А вот армейский оркестр. Геликоны еще пока не дошли из России, поэтому партию басов ведут тубы. Ну и пока это не Орлеанский джаз. Хотя черных парней в музыке уже большинство.

-6

Кавлеристы 1-го Массачусетского полка. Револьверы за поясом, без всяких кобур, по-балкански. Так и позднее носили многие стрелки. И это дает возможность рассмотреть разнобой в системах. Кстати, оружейных фирм тогда работало великое множество. И разброс по качеству получался огромный. Собственно, воевали всем, что найдется. Интересен и способ крепления карабина Спенсера у левого солдата. Это как раз то самое оружие, которое "янки заряжали в понедельник и стреляли всю неделю".

-7

Обязательно ознакомьтесь с продолжением статьи...

Подписывайтесь на канал и ставьте "пальцы вверх" - так вы будете видеть больше интересных материалов по данной теме.
Не забывайте делиться статьей в соц сетях!