Найти тему
Рассуждения

«Крови крестьянской магический зов»

Александра Подлевских, с которым мы примерно в одни и те же годы работали в работам в Новокузнецке (я – на Запсибе, он – на заводе металлоконструкций), я привыкла держать за прозаика: шесть книжек прозы стоят на стеллаже. Вдруг он прислал три книги стихов, изданных там же: ООО Типография «Старая Вятка». Приведу названия: «Ангел мой» (г. Киров, 2015), «Свет кому-то же нужен...» (2016), «Я всегда у Вога сил лишь и просил...»(2017). Много стихов о деревне, он был сирота и рос у бабушки. Что ж, пришла ему пора воспоминаний о детстве. Только сентиментальной лирикой тут и не пахнет – обжигающая публицистика о современной сельской глубинке.

Вспомню попутно о книге с названием «Глубинка» (Кемерово, Издательство «Сибирский, родник», 1993) кемеровского поэта и прозаика Владимира Иванова. У В. Иванова представлена деревня дореформенная и даже довоенная, когда колхозная жизнь сельчан еще сохраняла коллективный дух старой крестьянской общины; не в полной мере, конечно. Лучшее доказательство было бы привести полностью стихотворение «Два снимка сороковых годов», да слишком оно велико. Жаль, придется ограничиться цитатами.

И памятью я не впервые

бегу во времена иные,

где под венцом отец и мать сидят

такие молодые – на фото их и не узнать.

Энтузиазмом лица светят

далеких первых пятилеток.

Отец из армии домой

вернулся бравым старшиной,

а рядом мама с ним – юна,

как в годы те моя страна...

...шел коромыслом свадьбы дым,

выходил в круг бригадир

И частушку заводил;

– Завтра встану рано-рано

и подамся до кулътстана.

Мне до новой свадьбы

взять не загулять бы.

Тегя Бара как умела,

выйдя в круг, в ответ запела:

– Извини-ка, бригадир,

дай полью да попляшу –

на тяжелую работушку

кажинный день хожу.

У тети Моти муж гулена,

но она к нему с поклоном

– Пока дома вышивала

Полотенце уткою,

увлекался милый мой

подругою Марфуткою.

И-и-их! Бабоньки!

Пойду с горя утоплюсь

я в стогу соломы, –

и кому какое дело

куда брызги полетят!

Дядя Коля, муж-гулена,

тоже в круг и ей с поклоном:

– Ох ты, хотя, моя хотя,

зря тоскуешь, моя Мотя!

Не ходи по улочке,

не стони «роди-и-мый» –

с нелюбимой дурочкой

легче, чем с любимой!

Дядя Гриша хоть в матросах,

а любовь-то под вопросом:

– Выходи, Наталья, замуж,

по тебе душа болит!

- Где уж там уж нам уж замуж! –

взгляд играет и горит…

…Молодые счас узнают,

им чего тут все желают:

дай Бог столько вам парней,

сколько в нашем лесе пней,

а впридачу дочек,

что болотных кочек!..

Война забрала мужиков из деревни, в женских песнях зазвучали трагические фольклорные мотивы:

В снах я вижу, как над полем

ворон тяжело летит…

Неужели вдовья доля

сердце мне олединит?

Придет день Победы, страна «вступит в сорок светлый год!»

Отец, пронзен осколком минным, –

моей молитвою хранимый,

как скажет бабушка потом, –

живым вернется в отчий дом!..

Вновь соберутся односельчане, «будет не хватать в застолье» дяди Гриши, дяди Коли и мужиков других, «теперь навечно дорогих». Их всех в застолье щелкнул, «наверно, трофейный фотоаппарат».

Теперь обратимся к стихам Александра Подлевских; главная тема трёх его книг – деревня. Причину такого интереса к теме раскрывает стихотворение без названия.

Не помню, искал ли я в лицах старушек

Родное навеки бабули лицо.

Я рос сиротою, я рос без игрушек,

Их сам мастерил, выходя на крыльцо.

Я мало читая в ту далекую пору,

Но мудрость народную черпал с лихвой.

Каше просторы там плыли с угоров,

В душе оседая восторгом, хвалой.

Жалею, что мало (обкрадено детство)

С бабулей провел драгоценных часов,

Но дух ее, нрав ее принял в наследство,

И крови крестьянской магический зов.

Вот сам я уж дед, притупляется много,

Но все же, бывая в больших городах,

Старушкам, как прежде, попасть на дорогу

Спешу о умиленьем, с бравадой в устах…

Какой видит он деревню? Не ту, что в детстве вызывала восторг, а теперешнюю. Ответ дает другое стихотворение, тоже без названия.

С застрехи резьба отлетела,

И дом покосило, зарос

Он буйной травой, и из тела

Вся сила ушла на погост.

Здесь пусто и дико. В округе

Поля заросли ивняком.

Не ждет парень милей подруги,

Любовью и страстью влеком.

Не слышится песен и плясок.

Не косят травы по росе.

И батюшка с золотом в рясе

Не спит, у речушки присев.

Тут вымерло все, нет народа,

И тени его не видать.

Но только глядит с небосклона

Печальная Божия Мать.

Здесь нет ни церковного звона,

С которым в душе хорошо.

Лампады никто пред иконой

Под вечер, молясь, не зажжет.

И, кажется мне, все исчезнет,

Сотрется с туманом из слез,

Но – смех в перевернуто бездне,

Да так, что по коже мороз.

Русская деревня выдержала коллективизацию, приноровилась к колхозной жизни, победила вместе с народом в Великой Отечественной войне, но либеральные реформы ее доконали.

С поэтом А. Поддлевских из Кирова перекликается и отчасти спорит кемеровский поэт Виктор Киселев («Огни Кузбасса», № 2, 2018) в стихотворении «Вина»:

И голос ровен, если мне читать

Дают публично о деревне кроткой…

Но дрожь в руках я унимаю водкой,

И трудно мне пред родиной предстать…

Как будто я в беде оставил мать,

Как будто дезертировал я с фронта.

И вряд ли меня сможет оправдать

Стремление достигнуть горизонта.

…И в город стрекотливою сорокой

Влетает и опять лишает сна

Тихонько себе спящая до срока

Со мною повзрослевшая вина.

…А там, где речка поросла осокой,

Дома без крыш.

Бурьян.

И тишина.

Оба поэта правы. Возможно, будем всенародно поднимать село как в 50-60-ые годы ХХ-го века поднимали целину. Помню, как мой старший брат после первого курса политехнического института ехал на целину, мы с мамой прибежали на вокзал, чтобы отдать ему телогрейку и сапоги и боялись пропустить состав. Наконец, объявили: «Состав нижегородских студентов прибывает на воинскую площадку». Мы через мост над путями побежали туда. Подкатил состав, похожий на воинский эшелон, распахнулись двери теплушек, и оттуда, как горох из стручков, посыпало жизнерадостный студенческий народ. Загалдели, заговорили, зашумели. Мы растерялись, как в такой «цыганской» толпе найти Юру? Брат сам к нам подбежал…

В 60-е годы мне тоже довелось после первого курса журфака МГУ поработать на целине, тогда она уже была обустроена. При возвращении осенью в Москву нам подали состав из новеньких немецких вагонов: комфорт.

Журнал «Бийский Вестник» в третьем номере за 2018 год дал большую подборку стихов и прозы молодых талантливых писателей из разных регионов России», – так представил их читателям главный редактор журнала Виктор Булачичев.

Подборка интересная, предрекает авторам успехи на творческой ниве. Приведем стихотворение Елизаветы Мартыновой.

***

Это и есть Россия –

Белый крылатый снег

И города родные

В оцепенелом сне.

Что бы со мной ни случилось:

Радость, любовь, беда –

Нежного снега милость

Выпала навсегда.

Выпала в город старый

На золотой горе

И никогда не тает

В медленном январе.

Нет ни домов, ни улиц –

Белая мгла строга.

Здесь фонари, нахмурясь,

Светят на два шага.

Тонкая колокольня

Тоньше ночных снегов.

Окна домов – иконы

В белом окладе снов.

Словно бы снег усердный,

Время назад склоня,

Я прохожу сквозь сердце

Тех, кто любил меня.

Дальние и родные,

Все вы мои навек.

Это и есть Россия.

Память. Надежда. Снег.

Поколению молодых писателей вместе с их современниками и придётся возрождать село. Без деревни России не жить! Как говорится, Бог в помощь молодым идеалистам.

Tags: Книжная полкаProject: MolokoAuthor: Ляшева Р.