Макет, проект, презентация, пересдача, сон по 4 часа в сутки, бесконечные tabló и шуточки в общем чате про нелегкую судьбу студента архитектурного. Тонны кофе и зарождающееся теплое чувство на сердце, когда встречаешь на улице прохожего с планшетом – это еще не все, что я могу рассказать вам о первом семестре.
Для тех, кто не в курсе: я живу в Будапеште второй год, учусь на венгерском языке на бакалавре в Szent Istvan University. Как так получилось можно почитать здесь.
Венгерский язык я начала учить в октябре 2017 на подготовительных курсах ELTE по программе Stipendium Hungaricum. Дальнейшее обучение продолжаю по этой же программе, с сохранением стипендии.
Первый семестр:
Учебный процесс построен таким образом, чтобы в середине года проверить и укрепить знания студентов по текущему материалу, и в конце года у них не случился завал по каждому предмету. В середине октября сдаем полугодовые тесты, на венгерском он называется zárthely. Венгры любители все посокращать, так что просто ЗЕ-ХА (ZH).
Интересно, что первая пересдача бесплатно, а дополнительная уже с квитанцией об оплате (около 1000Р), но главное то, что в следующем семестре не сможешь взять продолжение курса (многие предметы идут по частям каждый год, как, например, «Архитектурная статика» (есть часть I, II, III и так далее). Первые два курса дается база, без которой вы не сможете взять смежной предмет, например, «Механику», которая является продолжением курса «Статики». И так далее.
Учимся четыре дня в неделю, в общих чертах об обучении я уже писала здесь.
У первокурсников по специальности Építészmernök (Architect) 6 основных (обязательных) предметов:
Épülétszerkezetek I (Building Constructions)
Épülettervezés I (Building design)
Építésztörténet I (History of architecture)
Építőanyagok (Materials for architecture)
Építészeti statika I (Architectural statics)
Rajz és abrazoló I (Drawing and descriptive geometry)
Расписание фиксированное и составлено с учетом того, чтобы слушатели набрали необходимое кол-во кредитов. Дополнительно можно взять курс иностранного языка (немецкий или английский), математику 0 уровня (чтобы подготовиться к 1 части на будущий семестр) и некоторые факультативы, вроде пожарной безопасности или всемирной истории архитектуры на английском. Дополнительные предметы тоже необходимо брать, минимум на 12 кредитов за всё время обучения (каждый из них около 2-3 кредитов).
Я взяла нулевую математику ради кредитов, сходила на две пары и бросила, потому что нас так завалили домашней работой и проектами, что я перестала успевать что-либо еще, кроме порочного круга – делай макет, фикси на простыне процесс, всё сжигай при полной луне и начинай сначала.
Про задания: хочу отдельно выделить подготовку tabló – самостоятельное исследований, которые в результате выглядят как длинная стенгазета (студенты российских архитектурных вузов, вы тоже такое делаете?).
Например, по истории архитектуры каждый готовит исследование про два исторических здания в Будапеште, которые необходимо описать и измерить, сделать чертеж фасада, плана и разрез (сечение).
К ним нет четких требований, кроме формата и глав содержимого, которые обсуждаешь на консультациях со своим руководителем (vezető tanár). *По основным предметам у нас по 4 преподавателя, студентов делят по группам из 10-12 человек и у каждой группы свой руководитель.
По строительным материалам тоже была сделана аналогичная презентация, но с упором на материалы, соответсвенно. Ну, и выбирали здания мы иначе – по стилям. Я выбрала брутализм, бетон и вот это вот все.
В общем, из этого всего вытекает:
Наблюдение 1
Очень большое внимание уделяется самопрезентации (и это самый ад для меня и самое сложное – го-во-рить. Плюс стрессовая ситуация сама по себе – выступать перед людьми, но когда ты делаешь это на венгерском, не владея языком настолько, насколько красноречиво тебе бы этого хотелось – двойной стресс.
Причем подтянуть разговорный язык в процессе не хватает ни времени ни сил... Он, конечно, сам подтягивается, но бить точечно не получается – много забиваешь голову изучением новых терминов. К первой презентации я вообще выучила наизусть свой текст, но, когда сделала ошибку в одном предложении, впала в ступор и забыла все остальное. Так что, заучивать наизусть это не лучший вариант. Но лучший я пока не нашла.
Композиция и прочее изучается не отдельно, а без отрыва от производства, а один из основных предметов в начале – это моделирование. Учат, чтобы мы чувствовали пространство (делай руками) и себя в пространстве (презентуй свой продукт бесконечно!).
Наблюдение 2
Конечно, весь семестр я сравнивала себя с другими студентами – с венграми (в группе из 50 человек только два иностранца, считая меня). Это было неизбежно, хотя я и не люблю сравнительный анализ, только глубинный ;-) Но мне было важно понять: иду ли я в ногу со всеми или отстаю; какие у меня есть преимущества; что сделать, чтобы не только идти в ногу, но и обогнать.
Скидок на то, что я иностранный студент мне никто в процессе не делает, кроме одного – публичные презентации. Не думаю, что я выступаю на уровне с остальными, порой люди вообще не понимают, что я говорю, иногда я неправильно понимаю вопрос и все идет через жопу. Но балл я получаю примерно такой, как если бы я говорила красиво (просто потому что это не мой родной язык). При условии, что я рассказала по делу, просто не нарядно.
В остальных же случаях, если у меня иные проблемы, связанные с языком (неправильно поняла задание, например, и запуталась) тогда я просто получаю самый низкий бал и время на исправление задания (если макет, то это около двух недель) и по итогу снижают общий балл на 20%, всё как у всех.
Что в итоге. Получается ли у меня?
В среднем по больнице, да.
Мне было важно не просто закончить с проходными баллами, а даже лучше. В идеале набрать баллы выше среднего (пока не по всем предметам). Проблемы были с теми предметами и темами, которые я и на русском-то не очень понимаю – сопротивляемость материалов и начерталка.
На удивление, но в группе есть студенты, которые пришли к концу года с худшими результатами, чем я. Мне это и странно, типо «чувак, если бы это было на русском, я бы тебя еще больше сделала». И радостно – могу значит!
___________________________________________________________________
Ставьте лайк и подписывайтесь на меня в соцсетях:
Мой блог о жизни в Братиславе и Будапеште: https://t.me/insidermap
Инстаграм: https://www.instagram.com/insider.archmap/
Youtube: https://www.youtube.com/@insider.archmap
По вопросам сотрудничества - walkingwitharchitect@gmail.com