Найти тему

"Я живу в состоянии творческого ступора..."

Как пишет самый востребованный сценарист Голливуда — Аарон Соркин.

Аарон Соркин
Аарон Соркин
Если вы не знаете этого мужика или сомневаетесь в его авторитете, то можете почитать что о нем говорят самые успешные российские продюсеры и драматурги в этой статье.

О КОНФЛИКТЕ

"Что мне нужно, чтобы начать что-то писать? Это намерение и препятствие. Кому-то что-то нужно, но нечто мешает это получить. Нужна девушка или деньги, или попасть в Филадельфию... эта потребность должна быть важной, а препятствие, стоящее на пути героя - серьезным. Эти два элемента должны быть по-настоящему оправданными... Если есть способы легко преодолеть препятствие, если оно не существенное, то это срочно надо исправлять. Герою необязательно полностью преодолевать препятствие, но он должен пытаться. Нет такой ситуации, когда намерение слишком важное, а препятствие слишком серьезное. Это лишь признаки хорошего сюжета..."

Соркин дал самое простое описание важнейшей части сценарий, без которой не будет работать история - конфликту. О чем бы вы не хотели написать, сначала нужна основа, а основа - это намерение и препятствие. Если у вас есть два этих элемента, то можете нанизывать на них все, что так хотите написать в сценарии, будь это истории из жизни, опыт, или выдуманные сцены, которые вы красочно рисуете в своей голове.

КАК СОЗДАТЬ ГЕРОЯ

"У меня нет героев в голове - это происходит по-другому: персонажи рождаются согласно намерению и препятствию, а также на основе тактик, которые использует персонаж, чтобы преодолеть препятствие. Именно это определяет каким будет герой..."

Не важно, как вы описываете своего героя, им может быть хоть одноглазый снайпер-филантроп или татуированная балерина-наркоманка, важно то, как герой действует. Именно действия. Описания внешности, психологический портрет, диалог - ничего не раскроет характер персонажа лучше его действий. То, как будет вести себя персонаж, то какой тактикой воспользуется для достижения своей цели и будет определением вашего героя. Первым, данное правило описал Аристотель в своем трактате "Поэтика".

О СЦЕНАРНОМ МАСТЕРСТВЕ

"Лучший способ узнать о сценарном мастерстве - это постоянный просмотр фильмов, телесериалов. И главное - чтение сценариев к фильмам и телесериалам. Для начала, выберите пять своих любимых фильмов. Посмотрите фильм, держа на коленях сценарий к нему. Посмотрите, как именно то, что вы видите на экране, выглядит на страницах сценария..."

В своем первом посте я рассказывал про сценариста, который оттачивал свое мастерство похожим способом.

О ПРАВИЛАХ ДРАМАТУРГИИ

Тут все довольно ясно и коротко:

-2

Соркин считает, что в "Поэтике" есть все необходимое для писателя. Если же вам недостаточно этого 80-страничного томика, можете посмотреть небольшую подборку учебников по драматургии из предыдущего поста.

Еще больше советов от Соркина, можете прочитать в этой статье.

ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ

"С момента, когда я говорю, что начинаю писать сценарий и до момента, когда он полностью готов, обычно проходит полтора-два года. Но основную часть этого времени я пытаюсь думать о сценарии и нахожусь в депрессии. Даже если в моем контракте указано, что я принесу сценарий через 10 недель, то никто этому не поверит. Один из самых сложных аспектов работы писателя состоит в том, что большую часть времени вы не пишете. Вы встаете утром и ложитесь вечером, не написав за день ни строчки. И это нормально."

Он сказал наверное самые приятные слова для любого писателя, корящего себя за прокрастинацию. Основную часть времени, отведенного на написание сценария, Аарон Соркин тратит на исследование и сбор материала, на встречи с людьми и битье головой о стену.

"Когда я начинаю печатать на клавиатуре сам сценарий, то держу у себя в голове намерение и препятствие, или хотя бы намерение и препятствие первой сцены, даже если не знаю, что будет во второй..."

В любом учебнике по сценарному мастерству говорится о необходимости построения синопсиса и поэпизодного плана вашей истории, прежде тем как писать сам сценарий. Соркин же действует по другому - он пишет с первой сцены, не представляя как закончится история.

"Пишите сценарий до тех пор, пока он не кончится, а потом приступайте к обработке и редакции вашего Франкенштейна. Микеланджело так подходил к своей работе: он сразу видел в глыбе камня скульптуру и просто отсекал лишнее, до тех пор, пока скульптура не "освободится". Ваш первый драфт - это глыба камня".

Если так писать сценарии, то можно застрять на половине, не имея понятия как двигать историю дальше, поэтому вам необходим поэпизодный план или, хотя бы, синопсис. С другой стороны, начав писать сразу детально с первой сцены, в голову может прийти много идей, о которых вы бы не додумались, расписывая свою историю в поэпизоднике. Соркин также пользуется индексными карточками. Их принцип работы прост: вы придумали классную сцену - описали ее на карточке (даже если вы не знаете как подвести историю к этой сцене), придумали другую сцену - снова записали, после этого можете видеть перед собой карточки и комбинировать сцены как вам удобно, связывать их между собой. Таким образом, вы упорядочиваете свои мысли. Попробуйте поработать обоими способами и определитесь какой вам нравится больше.

О ТВОРЧЕСКОМ КРИЗИСЕ

"Когда у меня спрашивают, бывает ли у меня творческий кризис, я смеюсь, потому что это мое состояние по умолчанию - я живу в состоянии творческого ступора. ...Когда вам кажется, что вы застряли, что это ваша последняя работа, что вы исчерпали все слова и все возможные их сочетания, и что у вас ничего не получится... так или иначе, вы вырветесь из этой тюрьмы"

Не отчаиваетесь, если у вас ничего не получается. Через это проходит каждый сценарист. А тем кому удалось пройти ступор и чей сценарий полностью готов, я советую читать мой следующий пост. В нем я расскажу о питчингах - самом реалистичном и популярном способе заявить о себе кинопродюсерам. Поэтому, подписывайтесь, ставьте лайки.

Вся информация в этой статье взята из "Мастер-класса Аарона Соркина", состоящего из более тридцати видеоуроков. Вы без труда найдете его в интернете. Очень рекомендую к просмотру - получите бесценные уроки от маэстро и огромное удовольствие.