Найти тему
FLB.ru

Как Япончика посадили на 14 лет

Из воспоминаний бывшего начальника убойного отдела МУРа Гафы Хусаинова

Бывший начальник убойного отдела Московского уголовного розыска, полковник Гафа Хусаинов рассказал как в 1981 году оперативникам МУРа удалось задержать и отдать под суд члена банды Монгола Вячеслава Иванькова, известного впоследствии в как вор в законе Япончик (см. материал «Гафа против Япончика»)

Задержание Япончика сотрудниками МУРа в 1981 году
Задержание Япончика сотрудниками МУРа в 1981 году

- Это было уникальное дело. Иваньков - мой ровесник. До поры до времени о нём мало что было известно. Вернее, информация о его художествах поступала в различные подразделения милиции и госбезопасности. А полного представления об этом криминальном субъекте не было. В МУРе тогда приняли мудрое решение: в 1974 году создали 4-й отдел, который стал заниматься разбойными нападениями и квалифицированными грабежами. Вся информация о деятелях в этой сфере стала стекаться и анализироваться в новом отделе. Возглавили его два опытных сыскаря: Виктор Иванович Фёдорови Алексей Михайлович Сухарев (он стал заместителем Фёдорова).

Тут и вырисовалась полная картина. Набирался опыта Иваньков в бригаде Геннадия Карькова по кличке Монгол. Они вымогали деньги у валютчиков, торговцев картинами, цеховиков... Вымогали жестоко. Скажем, запихивали человека в гроб и начинали гроб распиливать. Или вывозили «клиента» в лес, клали в гроб и живьём закапывали. Затем извлекали. А на одного весьма упорного дельца воздействовали с помощью кислоты: налили жидкость в ванну, бросили резиновую перчатку - та мгновенно растворялась. Под воздействием таких «аргументов» люди выдавали деньги, драгоценности. Иногда бандиты работали под маской сотрудников милиции. Надевали форму, предъявляли липовый ордер на обыск.

Пострадавших оказалось 24 человека. Но ни один не желал давать показания под протокол. Вот если увидим, говорили они, что в отношении Монгола возбудят уголовное дело, а сам он будет арестован, тогда дадим показания. Их можно было понять. Мы решили взять верхушку банды. Труднее всего пришлось с Иваньковым. Во время погони он на автомобиле ушёл бы от нас, но, к счастью, водитель автокрана перегородил Япончику дорогу.

Из всей задержанной компании разговорить удалось только бандита по кличке Слива. Он много чего интересного рассказал, в том числе и про небезызвестную Джуну, и про заместителя министра внутренних дел Чурбанова, про их связи с криминальным миром. Но прошло меньше суток, и Слива, вопреки собственным заверениям, отказался говорить под протокол. Какой-то подонок из наших слил Иванькову информацию о том, что Слива начал давать показания. Япончик тут же разослал команду арестованным: молчать!

У нас оставался лишь один потерпевший, на которого мы могли рассчитывать. Это у него Япончик вымогал деньги, угрожая растворить в кислоте. Мужчина сам был по уши в грехах. Мы этим воспользовались, и он выбрал наименьшее для себя зло - дал показания на Иванькова. Так Вячеслав Кириллович получил 14 лет лишения свободы.

-2

Иваньков был серьёзный противник - ловкий, изобретательный, с сильным характером. Он оказался продуманнее, хитрее, чем его «учитель» Монгол. У Монгола была большая банда – несколько десятков человек. В ней было много «мусора». Иваньков же собрал всего четыре человека. Это были умные, опытные, авторитетные люди не только в своей среде. Например, Отари Квантришвили, мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, заслуженный тренер РСФСР, председатель Фонда имени Льва Яшина, обладал обширными связями как в спортивном мире, так и в сфере культуры и политики. Бандиты действовали аккуратно, продуманно, жестоко. Мы же могли работать только в рамках закона.

- Тем не менее, имя Япончика окутано неким романтическим флёром: дескать, отнимал деньги у тех, кто нажил их нечестно.
- Всякий преступник, желая оправдать свои действия, пытается придать им благородный смысл.

- И общество это принимает.
- Какая-то часть.

- Но какая! Сплошь знаменитости. Вы можете объяснить этот феномен?
- Думаю, знаменитым приятно было сознавать, что в случае необходимости (а в жизни ни от чего нельзя быть застрахованным) они могут рассчитывать на помощь влиятельного криминального авторитета. И они заигрывали с ним. Япончику же льстило, что среди его знакомых - богема страны."- рассказал Гафа Хусаинов журналисту Игорю Королькову.

Гафа Хусаинов на фоне Глеб Жеглова и Владимира Шарапова на ступеньках МУРа.
Гафа Хусаинов на фоне Глеб Жеглова и Владимира Шарапова на ступеньках МУРа.

Беседу вёл Игорь Корольков

И, кстати, помогите нам эмоционально - ставьте лайки и подписывайтесь на дзен FLB.ru. Как говорили в Одессе, у нас для вас есть, что рассказать…