Сегодня хотели бы поделится с вами историей и предысторией открытия популярнейших fast food ресторанов. Начнем с таких гигантов как McDonald’s, KFC и Burger King.
Краткая справка: Фаст-фуд (англ. fast food — быстрое питание) — блюдо, приготовленное для быстрой еды. Идея данного формата предполагает, что время затраченное между приготовлением и продажей блюда не должно превышать 10-ти минут.
1. McDonald’s – основатель Рэй Крок (1902 - 1984 гг.)
Рэй Крок родился в 1902 году в семье выходцев из Чехии. Помимо Рэя в семье было ещё двое детей — сестра Лорэн и брат Роберт. До 52 лет Рэй Крок работал коммивояжером (продавал бумажные стаканчики и миксеры предприятиям общественного питания), пианистом в джазовом ансамбле, агентом по продаже недвижимости.
В 1954 году Рэй посетил ресторан в Сан-Бернардино, штат Калифорния, который купил ему несколько блендеров, которые он продал. Там он нашел небольшой, но успешный ресторан, которым управляли братья Дик и Мак Макдональдс, и был чрезвычайно удивлен эффективностью, с которой он работал. В ресторане было ограниченное меню, состоящее только из нескольких продуктов: гамбургеры, чипсы и напитки. Это позволило им сосредоточиться на качестве и быстром обслуживании.
Крок поделился с братьями своим видением открытия ресторанов McDonald's по всей стране. В 1955 году он основал McDonald's System, Inc., предшественницу корпорации McDonald's, и шесть лет спустя он приобрел эксклюзивные права на имя McDonald's. К 1958 году McDonald's продал 100 миллионов гамбургеров.
В 1961 году Крок запустил учебную программу, позже названную Университетом Гамбургера, в новом ресторане в деревне Элк-Гроув, штат Иллинойс. Там владельцы франшизы и операторы были обучены надлежащим методам управления успешным рестораном McDonald's.
В университете Гамбургера также была создана научно-исследовательская лаборатория, занимающаяся разработкой новых методов приготовления, заморозки, хранения и подачи блюд. На сегодняшний день 80000 человек получили высшее образование.
До момента своей смерти, 14 января 1984 года, Рэй Крок никогда не переставал работать в McDonald's. Его наследие продолжается и сегодня, и система, которую он разработал, обеспечивает клиентов McDonald's вкусной едой по доступным ценам. Персонал и франшизы предлагают возможности для роста, а поставщики - взаимное обязательство предоставлять ингредиенты и продукты высочайшего качества.
2. KFC (Kentucky Fried Chicken) – основатель Харланд Дэвид Сандерс, более известен под псевдонимом -Полковник Сандерс (1890 – 1980 гг.)
Харланд Сандерс родился в 1890 году и вырос на ферме близ Генривилла, штат Индиана. В возрасте шести лет он потерял отца, после чего мать Сандерса стала работать на консервной фабрике. Когда Харланду исполнилось семь, мать начала учить его приготовлению пищи. В тринадцать Сандерс покинул отчий дом и стал зарабатывать на жизнь самостоятельно. В 16 лет, подделав документы, ушел служить в армию. После окончания службы, Харланд сменил множество занятий, работая помощником кузнеца, мойщиком железнодорожных вагонов, кочегаром.
До сорока лет он познакомился с будущей женой, обзавелся семьей, родились дети. Но на каком-либо конкретном месте работы задержаться не получилось. В конце концов Сандерс осел в Кентукки и приобрел там заправку с небольшим кафе (некоторые источники утверждают, что кафе возле заправки он открыл сам). Главной чертой, отличающей заведение от конкурентов, стал оригинальный рецепт приготовления курицы. Блюдо настолько понравилось людям, что молва о нем разлетелась по всему штату и посетители стали приезжать к Харланду не столько заправиться, сколько отведать любимое лакомство. Тот решил начать зарабатывать на том, что у него получалось лучше всего и приносило удовольствие. Так появилась первая закусочная быстрого питания, где клиентам предлагали исключительно блюда из курицы. В середине 50-х в США начинается реализация национальной программы по строительству дорог. По плану оживленный перекресток, где находились отель и ресторан Сандерса, переносился на 7 миль в другую сторону.
Сама судьба подсказывала полковнику вплотную заняться франшизой. Сандерс продает по бросовой цене свою недвижимость и начинает разъезжать по различным городам на своей машине, заполненной инвентарем и продуктами для приготовления своего фирменного блюда из жареной курицы. Вначале он готовил птицу для работников заведения. Если fried chicken им был по вкусу, то Харланд предлагал изведать продукт посетителям. При этом он представал всегда в своем образе, прохаживался по залу заведения в неизменном белом костюме, с тросточкой в руках, и внимательно наблюдал за реакцией посетителей.
К концу 1950-х основатель KFC сотрудничал уже с 200 закусочными. А к 1964 году число франшиз увеличилось до 600, компания стала лидером США по количеству точек сбыта.
Скончался Сандерс в 90 летнем возрасте. После его смерти, компанию несколько раз перепродавали, владельцами были также известные компании Pepsi и R.J. Reynolds Tobacco. В 1991 году компания закрепила название KFC, а уже c 1997 года принадлежала корпорации Yum!Brands.
3. Burger King основатели Дэвид Эджертон и Джеймс Маклэмор.
История компании началась в 1953 году с сети ресторанов Insta-Burger King в Джексонвилле, Флорида. После того, как в 1954 году Insta-Burger King столкнулся с финансовыми трудностями, два местных франчайзи Дэвид Эджертон и Джеймс Маклэмор приобрели компанию и переименовали её в «Бургер Кинг». Он напоминал Макдональдс, но имел и существенные особенности. У заведения цены на продукцию были фиксированные, несколько завышены по сравнению с конкурентами (в Макдональдсе гамбургер обходился клиенту в 15 центов, а в новом ресторане — в 18 центов).
Выделялась и манера приготовления блюд. Бренд настаивал на сохранении питательных, витаминных ценностей говядины для бургера во время приготовления ее на гриле, без использования масла. Это указывало на заботу о здоровье клиентов.
С 1958 бренд стремительными темпами шагнул к популярности. Для подкрепления успешности бизнеса основатели решаются на оригинальный маркетинговый ход — снять рекламный видеоролик о компании и воппере. Для Бургер Кинг это не единственный выход на телевизионные эфиры, бренд регулярно создает новые рекламы, запускает их на всеобщий обзор.
Каждый новый ролик существенно поднимает рейтинг компании. 1959 — открывается новый ресторан во Флориде, а затем руководство решается на франчайзинг. Франшизы, по их мнению — это бюджетный вариант увеличения сети ресторанов-фаст фудов. Действительно, всего 8 лет потребовалось на открытие 274 заведений под логотипом бренда.
Новый виток в развитии Burger King произошел после того, как в компанию пришел бывший сотрудник McDonald’s — Дональд Смит. С ним сеть ресторанов вышла на рынки других стран. Также было введено скоростное обслуживание и введены новые позиции в ассортименте ресторанов. После ухода Смита из Burger King сеть ресторанов пережила немало разочарований и сложных моментов, а частая смена руководства только усугубляла ситуацию.
В 1989 году Pillsbury вместе с сетью ресторанов Burger King была выкуплена компанией Grand Met за $5,7 млрд. Новый СЕО компании — Барри Гиббонс — внес существенный вклад в развитие Burger King, усилив присутствие сети фаст фудов за рубежом.
Отрасль быстрого питания до сих пор остается одной из наиболее критикуемых: сторонники здоровой пищи говорят о том, что фаст фуд вызывает массу проблем со здоровьем, но в то же время для многих это любимая еда.
Подобные заведения берут высокой скоростью обслуживания, популяризацией продуктов в рекламе и доступными ценами. Продажа франшиз позволяет гигантам достигнуть тотальной экспансии на многие рынки, тогда как самостоятельный вход был бы во много раз сложнее.
Спасибо, что прочитали! У нас еще много есть, что Вам рассказать!
Если Вам понравилась статья - не забывайте ставить лайки и подписываться на канал!