Росстат ежегодно рапортует об увеличении сельхозпроизводства в России, радуя цифрами нацеленных на импортозамещение чиновников. Но все это надувание щек оказалось фейком, предположительно ради красивой отчетности по госпрограммам и допфинансирования.
Стремительным ростом сельскохозяйственного производства в России гордится даже глава правительства Дмитрий Медведев. «Говоря о сельском хозяйстве, я испытываю чувство гордости, — разоткровенничался российский премьер на выставке «Золотая осень – 2018». — За кроткое время мы создали мощное сельское хозяйство, Россия стала одной крупнейших аграрных стран мира».
Гордость за аграриев Медведеву внушил Росстат, который с 2013 года фиксировал ежегодный прирост селхозпроизводства в среднем на 4% — за пять лет выпуск сельхозпродукции возрос на 20,7%, а ее валовая стоимость оценивалась в 5,7 трлн рублей.
Однако по результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года статистики серьезно скорректировали информацию. Опубликованные ранее данные о производстве сельскохозяйственной продукции оказались завышенными, констатируют эксперты РАНХиГС в декабрьском «Мониторинге экономической ситуации». В денежном выражении совокупный объем произведенной сельхозпродукции в России оказался ниже заявленного на 542 млрд рублей или на 9,6%.
Импортозамещение, о котором мечтают в правительстве, не получается: импорт нарастает, чтобы компенсировать нехватку собственной продукции, которой, вроде, по оценкам Росстата, должно быть в избытке. Кривая статистика вводит в заблуждение и бизнес: не видя реальной картины предприниматели не решаются инвестировать в родное сельское хозяйство.
Картофель уходит в дефицит
Наиболее значительные ошибки обнаружились в оценках валового производства картофеля. Его выпуск за 2017 год снижен на 36%. А если взглянуть на всю скорректированную статистику за 17 лет, то выяснится, что сбор картофеля в России все эти годы не рос, а падал: в 2000 году картофеля в России собирали около 29 млн тонн, а в 2017 — 21,8 млн тонн (скорректированные данные) вместо 29,6 млн тонн (первоначальные оценки Росстата).
Получается, все эти годы Росстат отчитывался о росте, которого не было, вводя в заблуждение бизнесменов, которые могли бы инвестировать средства в производство картофеля.
Нехватку собственного картофеля Россия компенсирует иностранным: ввоз этого овоща с 2013 года вырос на 45% и в этом году может достичь рекордной отметки — 654 тысяч тонн.
Кому нужны приписки
Эксперты РАНХиГС объясняют неточность Росстата, в частности трудностями учета производства продукции в хозяйствах населения — они не представляют отчетов, статистики рассчитывают объемы производства в них на основе выборочных обследований. Любые, даже очень незначительные погрешности в выборочных данных могут привести к существенным ошибкам в оценке всей совокупности более чем трех десятков миллионов хозяйств населения.
Гораздо труднее объяснить завышенные данные по сельскохозяйственным организациям и крестьянским фермерским хозяйствам, которые систематически отчитываются Росстату. Некоторые хозяйства отчетов не подают, то есть текущие данные Росстата могут быть занижены, но не завышены. Более того в завышении данных не заинтересованы руководители и собственники предприятий, так как высокие показатели могут привести к росту налогового бремени.
В завышении может быть заинтересовано областное руководство, полагают эксперты РАНХиГС. Региональным властям необходимо красиво отчитаться о выполнении индикаторов госпрограммы, от этого зависит размер государственной поддержки. «Немаловажными для них являются и рапорты о достигнутых результатах. Причем гораздо легче это сделать за счет хозяйств населения, так как здесь труднее разобраться в адекватности показателей», — объясняют эксперты природу приписок.
Читайте больше новостей на нашем сайте https://metagazeta.ru/ и подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!