Найти тему

Как стать SEO-специалистом и зарабатывать до 150 тыс. рублей в месяц

Оглавление

Давайте представим клуб анонимных профессионалов. Все сидят в кругу на стуле и рассказывают свои истории. Вот и моя очередь.

Привет! Меня зовут Ольга Черненко. Я SEO-специалист, предприниматель, маркетолог. (Похлопаем!)

Сегодня я вам расскажу, как дошла до такой жизни.

Какое у SEO-специалиста должно быть образование?

Сначала давайте перенесемся в 2005 год, я закончила 9 класс и переехала с родителями в Самару из области. У меня было два выбора

  • закончить 10 и 11 класс и пойти в университет,
  • или поступить в колледж для получения средне-специального образования.

Второй вариант мне понравился больше (да скажу честно, просто потому что мне не надо было бы сдавать ЕГЭ), и я поступила в Самарский социально-педагогический колледж на специальность Программное обеспечение ВТ и АС. Проще говоря, на программиста.

Наличие технической специальности открывало передо мной многие двери – можно стать

  • системным администратором,
  • программистом (стоит лишь выбрать язык программирования),
  • дизайнером,
  • разработчиком сайтов,
  • приложений и т.д.

В колледже, конечно, всему этому вас не научат, но дадут правильный вектор развития, дадут немножко «того и этого». Считаю, что именно данный шаг стал решающим – ведь можно было выбрать специальность менеджера или педагога. И программист – это вовсе «не женская профессия», в группе из более 30 человек было всего 4 девочки.

После окончания колледжа я поступила на заочное обучение в Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, по той же специальности. Плюсы были очевидны – и родители успокоятся, что у меня тоже есть «вышка» как у всех, и учиться по ускоренной программе после колледжа на год меньше. Минусами была значительная для меня оплата за обучение (никаких пап, мам и дедушек, желающих оплатить это все – не было), но это скорее стимулировало искать работу и думать о будущем.

Почему я выбрала SEO?

Я решила подумать о карьере. Программистом быть не хотелось, в колледже нас учили программированию на «учебном» языке Pascal, а в реальности компаниям требовались специализированные программисты. Нужно было бы самостоятельно освоить новый язык, такой как

  • Java,
  • C#,
  • Python,
  • или научиться веб-программированию на PHP,
  • работе с 1С-Битрикс.

С другой стороны, можно было стать web-дизайнером, самое простое – работать в

  • Photoshop,
  • Illustrator,
  • CorelDRAW.

Это мне нравилось больше, но не хватило желания учиться дизайну до конца, и наверно, нужно обладать видением художника. Так как дизайн – это в какой-то мере творчество.

Вспомнила, что в колледже мы учили язык разметки HTML, стилей CSS. И в то время я загорелась – сделала себе пару сайтов на бесплатных хостингах, это меня сильно увлекло. В результате я стала мониторить, какие есть возможности для работы с сайтами.

Случайно нашла вакансию SEO-специалиста. Все что поняла из описания

  •  нужно работать с сайтами,
  • как-то их продвигать в поисковых системах Яндекс и Google,
  • и за что-то получать деньги.

По этой вакансии мне даже не ответили. Так как ни опыта, ни знаний не было. Только энтузиазм и большое желание работать.

Через пару месяцев и пару не очень удачных работ – продавцом в супермаркете, оператором call-центра, настройщиком интернета на телефоне, мне удалось найти то, что нужно. Вакансию помощника SEO-специалиста

Начало карьеры оптимизатора

Предлагали маленькую оплату, работу далеко от дома, но еще и обучение с нуля. Чтобы попасть вчерашнему студенту на это место – надо было постараться. В коридоре было человек 10 желающих, и как поняла, это только в этот день.

Нужно было

  • пройти стандартное собеседование,
  • выполнить тестовое задание.

Прочитать большую толстую книгу по SEO за один вечер, и на следующий день прийти писать ответы на вопросы. Хотя я уверена, что написала полную чушь, так как невозможно понять все за вечер) Но сработал, видимо, именно мой подход – «ломиться во все двери, если очень надо». Меня взяли.

Решающим стало

  • наличие технической специальности,
  • желание работать и учиться,
  • сюда же добавлю структурированное резюме с фотографией,
  • сопроводительное письмо в почте,
  • ответ на все стандартные вопросы и правильное закрытие возражений.

Например, «ты далеко живешь, как будешь добираться?», «как будешь оплачивать свою съемную квартиру?», «планируешь детей, семью?» и т.п. рисковые для работодателя моменты.

Так как желание стать SEO-оптимизатором у меня уже было, то я стала активно учиться и работать. Это означает не обращать внимание на трудности – низкую зарплату, стресс, ошибки и плохие результаты. А подходить к этому без эмоций – есть задача, есть сайт, вот что я сделала и вот какой результат. И дальше поиск решений, как сделать результат еще лучше.

Если говорить про навыки, то главное

  • уметь анализировать,
  • решать задачи,
  • показывать результат,
  • брать на себя ответственность не только за то, что ты сделала, но и за то, что не сделали другие.

Программист что-то не разместил, клиент что-то удалил. А за результат отвечаешь ты, а не они

Плюсы и минусы SEO-профессии

В работе SEO-специалиста есть как плюсы, так и минусы

  • Самый жирный плюс – это заработок, хорошим специалистам хорошо платят. Например, сейчас на hh есть вакансии с зарплатой от 30 000 руб. до 150 000 руб.
  • Постоянное самообучение, постоянная практика и поиск новых решений.
  • Расширение кругозора – сегодня нужно разбираться в рекламе, соц.сетях, бизнесе, чтобы комплексно развивать сайт клиента, думать о его продажах, а не только о позициях в поиске и переходах.

Минусы

  • Мы не можем напрямую повлиять на поисковые системы. Тексты и страницы, которые добавляются на сайте – могут как вывести его в первую десятку ответов, так и не помочь вообще. Даже то, что сработает на одном ресурсе, может не сработать на таком же втором. Потому в SEO всегда такой подход: делаешь – замеряешь результаты, делаешь – замеряешь результаты и т.д.
  • Также иногда от SEO устаешь, банально – стресс, большой объем работы, негатив со стороны клиента, который доносят до тебя менеджеры.

Но все это очень интересно, если бы у меня был второй шанс в прошлом – я бы все равно не сменила работу в SEO ни на что другое. Тут есть и постоянный рост зарплаты, и новые интересные сайты, и чем больше опыта – тем легче и проще работать, уже точно знаешь, что делать дальше.

Какой может быть карьерный рост?

После работы помощником SEO-специалиста, я устроилась в другую компанию, и стала уже специалистом. Постепенно выросли зарплата, опыт и объем работы. В какой-то момент я переросла свой потолок, и решила открыть бизнес по продвижению сайтов в поиске, т.е. ИП. Где и работаю по сей день.

Мой карьерный рост оказался таким:

  • техническая специальность – SEO-помощник – SEO-специалист – свой бизнес.

Но не обязательно повторять эту же схему. Карьерный рост может быть и таким:

  • техническая специальность – SEO-помощник – SEO-специалист – начальник SEO-отдела,
  • любая специальность + желание работать в SEO – курсы онлайн-обучения – SEO-специалист и т.д.

Сегодня очень много курсов и онлайн-школ, где можно получить почти любую специальность удаленно. И это я считаю большим плюсом, так как и сама обучаюсь на некоторых курсах и тренингах, подтягиваю знания по бизнесу и саморазвитию.

Можно продолжать работать SEO-специалистом, просто переходя из одной компании в другую, где больше задач и больше оплата. Или устроиться штатным сотрудником в какой-либо интернет-магазин, компанию, где нужно заниматься только одним сайтом. Это актуально для больших магазинов, производств и т.п.

При этом имея большой опыт работы, всегда можно заняться своим бизнесом, с партнерами или одному. Только в последнем случае нужно подтянуть навыки продаж – буквально учиться продавать, закрывать сделки, возражения, окунуться с головой в бухгалтерию и делопроизводство, развивать и масштабировать бизнес – было бы желание что-то делать и зарабатывать еще больше.

Такой карьерный рост применим и к другим техническим специальностям, то есть программист, дизайнер, таргетолог, директолог — могут также пройти подобный путь по своей теме. Главное, определиться, кем хочешь быть в итоге.

Вот я и дошла до заключительной части своей истории. (Похлопаем еще раз!) А теперь слово вам – кем вы будете в клубе анонимных профессионалов?

Ольга Черненко

Предприниматель, SEO-маркетолог

любящая жена и мама

Основатель Агентства маркетинга «Код Поиска» http://kodpoiska.ru