В Государственную думу депутатами А. В. Горелкиным, В. П. Водолацким, Р. А. Баталовой, В. В. Зобневым и И. М. Гусевой внесен законопроект, предлагающий сохранить возможность рекламы пива в отдельных СМИ.
Как дела с рекламой пива обстоят сейчас?
С 22 июля 2014 года по 1 января 2019 года запрет на рекламу пива был снят в целях проведения крупных спортивных мероприятий, таких как Олимпиада и Чемпионат мира по футболу. Данные события требуют рекламировать спонсоров, которыми нередко являются именно производители пивных напитков.
В настоящее время реклама пива и напитков на его основе разрешена:
- в периодических печатных изданиях;
- в телепрограммах при показе спортивных соревнований (за исключением детско-юношеских спортивных мероприятий);
- на спортивных теле- и радиоканалах.
Обоснование изменений
Согласно пояснительной записке к законопроекту, впереди у России еще много спортивных событий. Например, уже в 2019 году в нашей стране планируется проведение одного из этапов Гран-при гонок Формулы 1, международным спонсором которой выступает компания Heineken, а в 2023 году – чемпионата мира по хоккею, партнером которого обычно является компания Krusovice.
По мнению разработчиков проекта, с 1 января запрет на рекламу пива будет препятствовать проведению подобных турниров в будущем.
Следует отметить, что под законопроект подведена и внушительная аргументация, основанная на социологических исследованиях в области потребления пива. Упоминается анализ, проведенный International Marketing Reports (IMR) - компанией, занимающейся спортивным маркетингом. Данные исследования показали, что спонсорство пивных компаний при организации спортивных событий не стимулирует увеличения потребления алкоголя, а лишь перераспределяет предпочтения аудитории среди разных торговых марок.
Кроме того, указывается в законопроекте, Всемирная организация здравоохранения допускает рекламу пива в своей глобальной стратегии сокращения вредного употребления алкоголя
Реклама пива, считают инициаторы, не вредна и россиянам, ведь по данным Организации экономического сотрудничества и развития в 2017 году уровень потребления алкоголя в России достиг минимального значения за последние 15 лет – 10,3 литра на человека в год, а по сведениям, предоставленным компанией Euromonitor потребление пива по России в литрах сократилось на 15% за 2014 - 2017 годы. Такую же тенденцию подтверждает в своих отчетах и отечественное ведомство – Роспотребнадзор.
Среди причин снижения потребления алкоголя упоминается введение дополнительных мер по ограничению розничной продажи алкогольной продукции в зависимости от места и времени продажи, а также возраста покупателя, установлению минимальных цен на алкогольную продукцию.
Какие еще нововведения?
Кроме продления разрешения на рекламу пива как такового, проект допускает размещать и распространять рекламу пива и напитков на его основе в теле- и радиопрограммах с 23:00 до 7:00 местного времени. Исключение составят трансляции детско-юношеских спортивных соревнований.
Также предложено разрешить рекламировать алкогольную продукцию (не только пиво) с использованием образов людей и животных. Под запретом останутся только образы несовершеннолетних.