Найти в Дзене

Жизнь в трущобах Бразилии: есть варианты и похуже

Любим мы пожаловаться на Россию. На дороги, зарплаты, общественный транспорт, дураков, в конце концов. У всех соседей трава зеленее, чего уж. А если заглянуть подальше соседнего забора? Оставить старушку Европу и посмотреть, как живут в Латинской Америке? Небольшой прибрежный городок Прайа Гранди. Не центр туризма, иностранцы здесь — редкие зверюшки. Основные три вида жилья: красивые и удобные многоэтажки, окружающие город фавелы и матрас на тротуаре. Многоэтажки Город растянут по побережью, поэтому большая часть домов стоит на береговой линии или в нескольких минутах от неё. Для этих счастливчиков открывается чудесный вид на Атлантический океан. Все многоэтажки оборудованы сильной системой защиты, включающей заборы, замки, колючую проволоку и множество камер наблюдения (об этом я писала в статье "Бразилия строгого режима"). От жителей бедных районов их более удачливые соседи предпочитают огораживаться всеми возможными способами. Фавелы Фавелы — это бразильские трущобы. В основном э
Оглавление

Любим мы пожаловаться на Россию. На дороги, зарплаты, общественный транспорт, дураков, в конце концов. У всех соседей трава зеленее, чего уж. А если заглянуть подальше соседнего забора? Оставить старушку Европу и посмотреть, как живут в Латинской Америке?

Небольшой прибрежный городок Прайа Гранди. Не центр туризма, иностранцы здесь — редкие зверюшки.

Основные три вида жилья: красивые и удобные многоэтажки, окружающие город фавелы и матрас на тротуаре.

Многоэтажки

Город растянут по побережью, поэтому большая часть домов стоит на береговой линии или в нескольких минутах от неё. Для этих счастливчиков открывается чудесный вид на Атлантический океан.

Так живёт успешная часть жителей Прайа Гранди, стоимость аренды — от 18 000 рублей за квартиру (мес.)
Так живёт успешная часть жителей Прайа Гранди, стоимость аренды — от 18 000 рублей за квартиру (мес.)

Все многоэтажки оборудованы сильной системой защиты, включающей заборы, замки, колючую проволоку и множество камер наблюдения (об этом я писала в статье "Бразилия строгого режима"). От жителей бедных районов их более удачливые соседи предпочитают огораживаться всеми возможными способами.

Фавелы

Фавелы — это бразильские трущобы. В основном это незаконный самострой, вырастающий на пустующих (чаще всего горных и холмистых) территориях. К фавелам власти относятся снисходительно, самострой не сносят. Можно бы, конечно, и снести, но тогда до предела обострится и без того тяжкая социальная проблема — бедняки. А этого допускать нельзя, как потом потушить все пожары, если бедных в этой стране — миллионы?

Итак, фавелы строятся, правительство молчит и терпит. И боится. Трущобы здесь приобретают поистине колоссальный масштаб, подбираясь вплотную к дорогим районам. Это, естественно, не нравится среднему классу, и от бедняков огораживаются заборами. Перелезть через эти заборы гораздо проще, чем перейти из сословия нищих в средний класс.

Бескрайние бразильские трущобы на фоне небоскрёбов Сан-Паулу
Бескрайние бразильские трущобы на фоне небоскрёбов Сан-Паулу
Часто стоящие вплотную к хорошим районам
Часто стоящие вплотную к хорошим районам
Беспросветная бедность, иногда без элементарных удобств
Беспросветная бедность, иногда без элементарных удобств

Палаточники (матрасники)

Есть ещё один вид бразильских жителей, это те, для кого даже фавелы кажутся хоромами. Живущие на улице. Если повезёт — в крошечной палатке, если нет — на матрасе посреди тротуара. В самом худшем случае — на картонке. Если фавелы — кричащая бедность, то эти матрасы — вопиющая нищета. Чаще всего рядом с матрасом лежит пакетик с вещами. Вот где можно не бояться краж: украсть у этих людей абсолютно нечего.

Матрасы — движимое имущество, поэтому часто люди кочуют вместе с ними. Обычный пример:

Небольшое кафе открывается в 13.00 и ждёт своих посетителей к обеду
Небольшое кафе открывается в 13.00 и ждёт своих посетителей к обеду
То же кафе за 3 часа до открытия служит убежищем от солнца бездомным с матрасами
То же кафе за 3 часа до открытия служит убежищем от солнца бездомным с матрасами

По-настоящему поразило то, что с большинством бездомных на матрасах спят такие же обездоленные кошки-собачки. Рядом — миски с водой и едой. Даже сейчас перед глазами картина: матрас, на нём бездомный, обнимающий своих собаку и кошку. Так и существуют втроём.

Здесь, в Бразилии, мне становится стыдно за то, что могу путешествовать, за то, что мой дом огорожен двухметровым забором с колючей проволокой, что айфон (далеко не новый) в кармане. Это называется "испанский стыд" — когда делает что-то другой, а стыдно за это тебе. До нищеты довело свой народ правительство Бразилии, а стыдно почему-то мне.