Что самое главное в отношениях, с точки зрения НК РФ? Правильно, реальность. Даже самая идеальная задумка обречена на провал, если безупречна лишь на бумаге и в мыслях создателя. А реализация (т.е. реальность) у бизнесменов хромает…
Вот свежий пример отличной идеи и кривого воплощения: Определение ВС РФ № 307-КГ18-20751 от 14.12.2018 года.
Компания (УСН 15%) занималась производством и продажей пиломатериалов. Прошло 18 лет. Собственник решил оптимизировать бизнес. Появилась компания на «классике» для оптовой торговли, в том числе для экспорта. Два разных бизнеса: один занимается производством, другой – продажей готовой продукции. Общества работали по договору на переработку давальческого сырья. Давалец (ОСН) покупает сырье, а переработчик (УСН) это сырье перерабатывает и возвращает обработанный пиломатериал. Снизили налог по упрощенке, возместили НДС, уменьшили налог на прибыль. Наверняка, и страховые взносы (но об этом история умалчивает).
Вроде бы, бизнес в рамках закона. Вроде бы, деловые цели «на месте». И виды деятельности разные… Да, экономия на налогах, но это второстепенно… Работали до тех пор, пока не пришли налоговые инспекторы: идея на миллион обернулась миллионными доначислениями.
Проверяющие решили, что общество на классике создано с целью получения необоснованной налоговой выгоды, т.е. для возмещения НДС из бюджета.
Почему это «схема»:
- Общий учредитель (компании в соответствии с пп.3 п.2 ст. ст.105.1 НК РФ – взаимозависимые лица).
- Общая территория, арендованная у общего учредителя.
- Общие поставщики сырья и материалов.
- Общий склад: готовая продукция хранится и отгружается покупателям со складов переработчика.
- Общий IP-адрес, почтовый адрес и доступ к системе «Банк-Клиент».
- Общее административное здание и общая оргтехника.
- Плюс, переработчик оказывал давальцу финансовую помощь, а давалец не расплатился за услуги по переработке.
Суд согласился с выводами налоговой инспекции, что компания на «классике» создана формально. Это всего лишь имитация финансово-хозяйственной деятельности, а в реальности всем «рулит» упрощенец. За недоработанную идею создатель заплатит НДС и налог на прибыль.
Впрочем, если к реализации не придраться, и нет намеков на что-то общее и взаимозависимое, налоговики могут зацепиться за… признаки номинальной структуры. А эти признаки легко найти почти у каждого второго представителя микробизнеса… Именно так и поступили сотрудники фискальной службы в Постановлении АС Уральского округа №Ф09-5766/18 от 03.10.2018 года по делу №А76-34735/2017. Но суд решил, что это не «схема», а реальная деятельность. Даже ляпы в документах не помогли инспекции убедить суд в формальности отношений.
Комментарий Юлии Барановой, юриста и старшего налогового консультанта «Туров и партнеры»:
Одни бизнесмены боятся запускать у себя модель с переработкой давальческого сырья, другие же напротив, слишком легкомысленно относятся к ее реализации.
Если вы разделяете бизнес в соответствии с направлениями и видами деятельности, то необходимо соблюсти все признаки самостоятельного и дееспособного лица. Невозможно разделить производственный процесс только на бумаге. Необходимо реально обособить организации и сотрудников, обеспечить их собственными складами, должным образом наладить логистику. Дополнительную экономию может принести работа в рамках производственного кооператива.
Если вы начинаете внедрение толлинговой структуры в рамках вашего бизнеса, необходимо изначально оценить ситуацию, просчитать возможную экономию и проанализировать вашу деятельность на предмет реального воплощения модели в жизнь.
Подведем итоги. Толлинг – это «схема», если наблюдается:
- формальное (чисто документальное) деление направлений бизнеса;
- отсутствие штата, который в состоянии осуществить заявленную деятельность;
- отсутствие собственных активов;
- наличие сотрудников по совместительству;
- использование в деятельности общих площадей;
- наличие единого учредителя и управленческого аппарата.
Как видно из Постановления АС Уральского округа №Ф09-5766/18 от 03.10.2018 года по делу №А76-34735/2017, незначительные ошибки в документообороте не могут быть противопоставлены реальному осуществлению и ведению деятельности.