Мы продолжаем исследовать культуру хантов, и в этот раз поговорим о том, как так получилось, что охота, как занятие, приобрела сакральный смысл и отразилась в культуре северного народа.
Ханты не только занимаются оленеводством и ловлей рыбы. С конца сентября до апреля националы «лесуют» - охотятся. Но помимо утилитарного смысла процесс охоты имеет свой сакральный смысл. Он прослеживается почти во всех культурах, где люди жили охотой: у индейцев, у скандинавов, чаще всего это архитепичное явление называют «охотой на Силу» или «Дикой охотой». У скандинавов она проходила раз в год во время Йоля, а у кельтов на Самхейн. Процесс выслеживания Силы нашел свое отражение и в культуре хантов: народная память сохранила огромное множество орнаментов с изображениями следов зверя.
Для примера возьмем орнамент КАТАЩ ЛОЙТЫ СОВР КУС, что в переводе означает лапы зайца. У хантов есть орнаменты, обозначающие различную дичь: соболей, уток, зайцев. Раньше орнамент имел статусное значение, и если на одежде была изображена дичь, значит этот человек из семьи охотников, если разные крючки – значит из семьи рыболовов. Сейчас орнаменты используются больше в декоративных целях и утеряли часть своей смысловой нагрузки. Но след зверя – это по-прежнему след силы, помнят об этом, или временно забыли.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, нас с вами ждет интересное продолжение, заглядывайте на огонек!