На фотографии ниже представлен жетон, свидетельствующий об уплате налога на ношение бороды, введенного Петром I. 1705 год.
Последователи шафиитского мазхаба могли бы избежать уплаты этого налога, и вот почему:
Сказал имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, говоря о бритье головы: «… Даже если в отношении бороды это не разрешается…» См. «Аль-Умм» 6/88.
Слова "не разрешается" в терминологии имама аш-Шафии не равны словам "запрещено", поскольку могут указывать на запрет, а могут указывать на нежелательность. И в данном вопросе главные исследователи мазхаба имама аш-Шафии пришли к заключению, что его слова "не разрешается" означают "является нежелательным", т.е. макрухом. А за совершение макруха нет греха.
Писал имам Абу Закария ан-Навави аш-Шафии, излагая шафиитский мазхаб: «Порицаемым (юкрах – макрух) является… и убирать что-либо из бровей и бороды… и ее бритье и выщипывание, особенно при ее первом появлении». См. «Ат-Тахкык», с. 51.
И писал имам ан-Навави: «Упомянул Абу Талиб аль-Макки в «Кут аль-кулюб», затем аль-Газали в «аль-Ихья» десять порицаемых (макрух) действий, связанных с бородой… Четвертое: ее выщипывание в начале ее появления и уменьшение ее бритвой, желая вида безбородой юности». См. «Аль-Маджму’» 1/291.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии подтверждает, что таково мнение имама ан-Навави и передает мнение имама ар-Рафи’и, называя их «два шейха», разбирая положение о наказании сбриванием бороды: «…А если исходить из того, что это (само по себе бритьё бороды) порицаемо (караха – макрух), в соответствии тем, на чем два шейха и другие...» См. «Тухфату аль-мухтадж ма’а хауаши аш-Шарвани уа аль-Аббади» 9/178.
А имамы ан-Навави и ар-Рафии признаны опорой в исследовании мазхаба среди живших после них ученых-шафиитов. Даже если имам аль-Иснави аш-Шафии во многом возражал им, и считал, что он лучше исследовал мазхаб, другие ученые-шафииты не приняли его претензии и объединились на превосходстве ан-Навави и ар-Рафии. А затем на объяснении их наследия имамами аль-Хайтами и ар-Рамли.
Говорит имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии: «Достоверен у Ибн Хиббана (хадис): «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постригал бороду по длине и по ширине». — И это словно бы то, на что опирался Ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, в том, что брал бороду в кулак и убирал то, что было больше. Однако достоверно передано в двух «Сахихах» веление отпускать бороду, то есть не убирать из нее ничего. И этому отдается предпочтение, поскольку это более достоверно. А что касается первого, то его можно понять как разъяснение того, что веление отпускать бороду означает желательность. И это объяснение более уместно, чем объяснение, что это касается тех случаев, когда ее величина превышает обычный размер, потому что явный смысл слов наших имамов – нежелательность убирать что-либо из нее вообще». См. «Тухфату аль-мухтадж ма’а хауаши аш-Шарвани уа аль-Аббади» 9/376.
Говорит имам Шамсуддин ар-Рамли аш-Шафии: «Рекомендуется (желательно) делать пробор в волосах, расчесывать их, расчесывать бороду, и порицается (юкрах – макрух) выщипывание ее и бритьё». См. «Нихаяту аль-мухтадж ма’а хауаши аш-Шибрамилиси уа ар-Рашиди» 8/149.
См. подробнее: Устранение ошибочного понимания о мнении имама аш-Шафии насчет сбривания бороды
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai