Найти тему
muntaqa.info

Почему шафииты могли бы избежать уплаты налога Петру Первому?

На фотографии ниже представлен жетон, свидетельствующий об уплате налога на ношение бороды, введенного Петром I. 1705 год.

Последователи шафиитского мазхаба могли бы избежать уплаты этого налога, и вот почему:

Сказал имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, говоря о бритье головы: «… Даже если в отношении бороды это не разрешается…» См. «Аль-Умм» 6/88.

Слова "не разрешается" в терминологии имама аш-Шафии не равны словам "запрещено", поскольку могут указывать на запрет, а могут указывать на нежелательность. И в данном вопросе главные исследователи мазхаба имама аш-Шафии пришли к заключению, что его слова "не разрешается" означают "является нежелательным", т.е. макрухом. А за совершение макруха нет греха.

Писал имам Абу Закария ан-Навави аш-Шафии, излагая шафиитский мазхаб: «Порицаемым (юкрах – макрух) является… и убирать что-либо из бровей и бороды… и ее бритье и выщипывание, особенно при ее первом появлении». См. «Ат-Тахкык», с. 51.

И писал имам ан-Навави: «Упомянул Абу Талиб аль-Макки в «Кут аль-кулюб», затем аль-Газали в «аль-Ихья» десять порицаемых (макрух) действий, связанных с бородой… Четвертое: ее выщипывание в начале ее появления и уменьшение ее бритвой, желая вида безбородой юности». См. «Аль-Маджму’» 1/291.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии подтверждает, что таково мнение имама ан-Навави и передает мнение имама ар-Рафи’и, называя их «два шейха», разбирая положение о наказании сбриванием бороды: «…А если исходить из того, что это (само по себе бритьё бороды) порицаемо (караха – макрух), в соответствии тем, на чем два шейха и другие...» См. «Тухфату аль-мухтадж ма’а хауаши аш-Шарвани уа аль-Аббади» 9/178.

А имамы ан-Навави и ар-Рафии признаны опорой в исследовании мазхаба среди живших после них ученых-шафиитов. Даже если имам аль-Иснави аш-Шафии во многом возражал им, и считал, что он лучше исследовал мазхаб, другие ученые-шафииты не приняли его претензии и объединились на превосходстве ан-Навави и ар-Рафии. А затем на объяснении их наследия имамами аль-Хайтами и ар-Рамли.

Говорит имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии: «Достоверен у Ибн Хиббана (хадис): «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постригал бороду по длине и по ширине». — И это словно бы то, на что опирался Ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, в том, что брал бороду в кулак и убирал то, что было больше. Однако достоверно передано в двух «Сахихах» веление отпускать бороду, то есть не убирать из нее ничего. И этому отдается предпочтение, поскольку это более достоверно. А что касается первого, то его можно понять как разъяснение того, что веление отпускать бороду означает желательность. И это объяснение более уместно, чем объяснение, что это касается тех случаев, когда ее величина превышает обычный размер, потому что явный смысл слов наших имамов – нежелательность убирать что-либо из нее вообще». См. «Тухфату аль-мухтадж ма’а хауаши аш-Шарвани уа аль-Аббади» 9/376.

Говорит имам Шамсуддин ар-Рамли аш-Шафии: «Рекомендуется (желательно) делать пробор в волосах, расчесывать их, расчесывать бороду, и порицается (юкрах – макрух) выщипывание ее и бритьё». См. «Нихаяту аль-мухтадж ма’а хауаши аш-Шибрамилиси уа ар-Рашиди» 8/149.

См. подробнее: Устранение ошибочного понимания о мнении имама аш-Шафии насчет сбривания бороды

Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai