Найти в Дзене
Евгений Водолазкин

О книге «Дмитрий Лихачев и его эпоха»

Дмитрий Сергеевич Лихачев
Дмитрий Сергеевич Лихачев

– Уважаемый Евгений Германович, расскажите, пожалуйста, как создавалась книга «Дмитрий Лихачев и его эпоха»?

Евгений Водолазкин: Книга «Дмитрий Лихачев и его эпоха» началась с того, что ныне покойная дочь Дмитрия Сергеевича Людмила Дмитриевна предложила мне составить такую книгу. И я обратился к большому количеству людей.

В первом издании, по-моему, было шестьдесят человек, во втором дошло до восьмидесяти. Мало кто отказал, отказал только один политик, я не буду называть его имени, он даже об этом, может, и не знал, он был такой неформальный. Откликнулась его секретарша и она сказала «Хорошо, мы примем участие в это проекте», а я думаю, что за «проект» – написать воспоминания о Лихачеве, который этого человека принимал в гостях... В общем, о «проекте» они забыли, но все остальные написали, например, такие люди, как принц Чарльз, Виктор Астафьев, Михаил Горбачев, Даниил Гранин, знаменитые телеведущие, писатели, ученые, там просто замечательный состав, проще перечислить, кого нет из знаменитых людей.

Я их составил в одну книгу, но возникла вот какая сложность. Когда я их составил, выяснилось, что это невозможно, потому что начинаются они одинаково «Я думаю, имею ли я право писать о таком человеке, как Дмитрий Сергеевич Лихачев...», потом ряд схожих фактов, но и ряд несхожих, конечно. И я подумал, что применю принцип кинохроники, когда на одну тему говорят разные люди без вот этих «здравствуй» и «до свидания», вырезать содержательную часть. Это, до некоторой степени, было нахальство с моей стороны, попробуй «режь» живых классиков, но я у всех взял разрешение. А главное, что на это дала разрешение Людмила Дмитриевна. И получилось – очень хорошо.

Понимаете, эта книга заиграла, потому что, допустим, высказывания на одну тему разных людей в целом похожи, но чуть-чуть смещены – и это так здорово, когда в этих небольших смещениях отражается не столько Лихачев, сколько пишущие.

К моему большому сожалению, эту книгу почти не продавали, ни первое издание, ни второе. Ее дарили vip-персонам издательства. Я просил очень, чтобы книга продавалась, но там оплачивали фонды, которые предпочли не торговать этой книгой, а как библиографическую редкость – дарить всяким известным людям.

Но саму книгу делали с любовью. И я очень рад, что она вышла и эта книга действительно очень интересная, мне так кажется.