Одно из ярчайших арт-событий 2018-го года — перформанс, который Бэнкси провернул на аукционе «Сотби» : едва его работа «Девочка с воздушным шаром» была продана, сработал встроенный в раму шрёдер — и картина была изрезана в лапшу. Но не потеряла в цене и не перестала быть произведением искусства — только сменила имя, став «Любовью в мусорной корзине». Между тем, в этом нет ничего оригинального. История искусства знает массу случаев, когда по картинам прошлись огнём и мечом.
Их разделяли на части сами художники, продавцы, обстоятельства или стихии. Но выжившие фрагменты (порой — совсем крошечные и, разумеется, с новыми названиями) по сей день продолжают привлекать, волновать, впечатлять — покруче многих целых и невредимых полотен, которых и жук лапкой не тронул.
Да Винчи: как без рук
Этот портрет — погрудный: рук Джиневры де Бенчи, флорентийской красавицы и поэтессы, мы не видим. Но её руки — среди самых известных в истории искусства, они даже на других художников повлияли.
В Виндзорском замке хранится эскиз женских рук авторства Леонардо да Винчи — считается, что это его подготовка к написанию портрета Джиневры. Почти через 500 лет, вдохновившись этим наброском, Мариуц Эшер создаст знаменитые «Рисующие руки».
А вот два произведения современников Леонардо да Винчи. Обе работы могли быть выполнены под впечатлением от портрета Джиневры. И обе эти женщины запечатлены с руками.
Лоренцо ди Креди довольно точно воспроизвёл картину Леонардо — даже фон из можжевельника соорудил, только отзеркалил композицию.
Со скульптурным портретом работы Веррокьо — сложнее: точная дата создания произведения неизвестна. Верроккьо — учитель Леонардо. Возможно, идею с руками да Винчи подсмотрел у наставника. Но не исключено и обратное: ученик к этому времени уже превзошёл учителя — и это Веррокьо вдохновлялся руками Джиневры с картины Леонардо да Винчи (в момент написания портрета Джиневры героине около 17-ти лет, а художнику — около 23-х).
В чём никто не сомневается — так это в том, что портрет Джиневры де Бенчи был поясным, а не погрудным, то есть она была написана с руками. Аргументов — масса.
В своём «Трактате о живописи» да Винчи много говорит о том, как следует писать руки. В частности, наставляет коллег: «Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы». Сам этому правилу следовал: руки на его произведениях неизменно привлекают внимание.
Не только собственные художественные принципы не позволили бы художнику проигнорировать руки портретируемой. Дело в том, что это были выдающиеся руки: по меньшей мере два поэта, сочинявшие стихи, посвящённые Джиневре, сообщали о красоте её кистей и пальцев.
Ещё одно доказательство тому, что нижняя часть картины (сантиметров 9−10) была обрезана, найдём, если рассмотрим оборотную сторону портрета Джиневры де Бенчи.
На обороте изображён венок из пальмовой и лавровой ветвей, с надписью «Красота украшает добродетель». Очевидно, что нижняя часть венка обрезана.
А вот почему нижнюю часть картины с руками Джиневры пришлось отсечь — остаётся только догадываться. Возможно, был удалён фрагмент, пострадавший от сырости, огня или грызунов.
Кстати, не исключено, что и леонардовская «Джоконда» была урезана: вероятно, картина изначально была шире, и по краям портрет обрамляли колонны (они есть на одной из ранних копий).
Босх: когда дураки и обжоры были вместе
В 2016-м в Хертогенбосе, городе, где родился и жил Иероним Босх, прошла грандиозная выставка, посвящённая 500-летию со дня смерти художника. На ней воссоединились четыре фрагмента утраченного триптиха, который, вероятно, был посвящён смертным грехам.
«Блудный сын» приехал из Роттердама — это знаменитое изображение, полагают, было внешними створками триптиха. Что касается внутренних частей — центральная, увы, не сохранилась. А вот боковые панели целы: одна из них — это «Смерть скупца» (сейчас обитает в Вашингтоне), а вторая тоже была разрезана и известна нам сегодня как две отдельные картины картины Босха — «Корабль дураков» (он прописал в «порту» Лувра) и «Аллегория чревоугодия и любострастия» (хранится в галерее Йельского университета).
Выходит, что одна из известнейших картин Босха «Корабль дураков» — лишь небольшой фрагмент триптиха.
Вообще, это не уникальный случай, когда части многосоставных произведений оказываются разлучёнными. Тогда их воссоединение на выставках смотрится как счастливый сюжетный поворот в мелодраме: так, недавно встретились части «Меленского диптиха».
Не редкость и ситуация, когда от целой картины остаются лишь небольшие части, продолжающие жизнь в качестве самостоятельных произведений. Такова «Голова ангела» Рафаэля: это деталь большого алтаря «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны» — ангелы там всего лишь стояли по бокам (от этого алтаря сохранилось ещё три фрагмента — второй ангел, Бог-Отец и Дева Мария).
Карпаччо: цветок многое объясняет
Картина Карпаччо с двумя роскошно одетыми венецианками всегда считалась бесспорным шедевром и всегда была окружена загадками и вопросами: кто эти дамы — куртизанки или добропорядочные женщины? Кого они ждут — клиентов или супругов? И что было изображено на утраченных частях картины?
Очевидно, что нож прошёлся по картине слева: собака лишилась туловища, а мальчик — руки. И вверху: между голубями стоит ваза с цветком, от которого осталась только часть стебля.
Левая часть так и не нашлась. А вот верхняя — обнаружилась и многое прояснила.
Венецианки и по сей день сидят, всматриваясь в загадочную даль (или вглубь себя?) в Венеции — в музее Коррера. А Музее Гетти в Лос-Анджелесе висит не менее загадочная картина «Охота в лагуне»: на переднем плане, на фоне воды красуется белая лилия — вовсе не водяная.
Вы уже догадались: венецианская ваза идеально совпала с лос-анджелесской лилией. И мигом сняла с дам подозрение в том, что они куртизанки: белая лилия — символ непорочности и чистоты. Предполагается, что панель распилили только в 19-м веке.
Правда, вместо разгаданной загадки появилась новая. Чем была эта вытянутая панель — дверцей шкафа? створкой ставень? И если так, то сколько таких панелей было? Только две (включая очевидно утраченную левую половину сцены) или много больше? И окно, и шкаф могли быть сколь угодно широкими, а Карпаччо известен своим умением виртуозно разворачивать горизонтальные композиции.
Эль Греко: фрагмент, который изменил всё
И снова история о триптихе трудной судьбы. Вероятно, эта картина, хранящаяся сейчас в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, была его центральной частью. Слева была сцена Благовещения (сейчас её большая часть в Мадриде, а верхушка, изображающая хор ангелов, — в Афинах). А справа — «Крещение Христа», оно теперь в Толедо.
Вернёмся к центральной части — «Открытию пятой печати». Работа мало того что не была закончена художником (в 1614-м Эль Греко умер), так ещё и лишилась двух больших фрагментов: сверху был отрезан кусок высотой в 175 сантиметров, слева — шириной около 20 см. Это произошло в конце 19-го века, во время реставрации: были удалены части, не подлежащие восстановлению; отрезанное не сохранили.
Не исключено, что именно незаконченность (ещё более быстрый,чем обычно у Эль Греко, мазок, общая эскизность) и фрагментарность (куда воздевает руки Иоанн Креститель?) сделали эту последнюю картину Эль Греко завораживающим шедевром.
Полотном были очень впечатлены парижские художники начала 20-го века. И особенно Пабло Пикассо, который под влиянием «Открытия пятой печати» написал своих «Авиньонских девиц» (1907) — картину, с которой начался кубизм.
Рембрандт: неудачный переезд
Пожалуй, самый вопиющий случай в нашей подборке. «Ночной дозор» Рембрандта в 18-м веке обрезали по всему периметру — потому что картину решили перенести в новое помещение (из штаба стрелковой роты, по заказу которой она была написана, в городскую ратушу), а картина туда попросту не влезала.
К счастью, картина Рембрандта так понравилась капитану Баннингу Коку(на полотне он в самом центре, на переднем плане — в чёрном костюме с красной перевязью), что он сразу же, когда она ещё была цела, заказал себе копию — чтобы повесить дома. Только благодаря этому мы можем иметь представление о первоначальной версии.
Сравните оригинал с копией: на оригинале слева не досчитаетесь двух персонажей.
Впрочем, картинам Рембрандта случалось бывать и не в таких переделках.
В 1656-м году он написал «Урок анатомии доктора Деймана» — групповой портрет хирургов, наподобие знаменитого «Урока анатомии доктора Тульпа» (собственно, Дейман и сменил Тульпа на посту президента гильдии хирургов). В 1723-м картина сгорела — уцелела только центральная часть, а от доктора Деймана остались лишь руки, препарирующие мозг казнённого преступника. И ничего. Картина выставляется в Музее Амстердама. И всякий, кто возьмётся за изучение творчества Андрея Мантеньи, непременно приведёт этот фрагмент как известнейшее цитирование его «Мёртвого Христа».
Продолжение читайте здесь.
Автор: Наталья Кандаурова, artchive.ru