Найти тему
Артхив

Арт-обрезки: картины, которые кто-то разрезал, но это не помешало им быть шедеврами

Оглавление

Одно из ярчайших арт-событий 2018-го года — перформанс, который Бэнкси провернул на аукционе «Сотби» : едва его работа «Девочка с воздушным шаром» была продана, сработал встроенный в раму шрёдер — и картина была изрезана в лапшу. Но не потеряла в цене и не перестала быть произведением искусства — только сменила имя, став «Любовью в мусорной корзине». Между тем, в этом нет ничего оригинального. История искусства знает массу случаев, когда по картинам прошлись огнём и мечом.

Их разделяли на части сами художники, продавцы, обстоятельства или стихии. Но выжившие фрагменты (порой — совсем крошечные и, разумеется, с новыми названиями) по сей день продолжают привлекать, волновать, впечатлять — покруче многих целых и невредимых полотен, которых и жук лапкой не тронул.

Да Винчи: как без рук

Этот портрет — погрудный: рук Джиневры де Бенчи, флорентийской красавицы и поэтессы, мы не видим. Но её руки — среди самых известных в истории искусства, они даже на других художников повлияли.

Портрет Джиневры де Бенчи. Леонардо да Винчи, 1470-е
Портрет Джиневры де Бенчи. Леонардо да Винчи, 1470-е

В Виндзорском замке хранится эскиз женских рук авторства Леонардо да Винчи — считается, что это его подготовка к написанию портрета Джиневры. Почти через 500 лет, вдохновившись этим наброском, Мариуц Эшер создаст знаменитые «Рисующие руки».

Леонардо да Винчи. Эскиз рук. 1474
Леонардо да Винчи. Эскиз рук. 1474
Мариуц Корнелис Эшер. Рисующие руки. 1948
Мариуц Корнелис Эшер. Рисующие руки. 1948

А вот два произведения современников Леонардо да Винчи. Обе работы могли быть выполнены под впечатлением от портрета Джиневры. И обе эти женщины запечатлены с руками.

Лоренцо ди Креди. Женский портрет. 1490-е
Лоренцо ди Креди. Женский портрет. 1490-е

Лоренцо ди Креди довольно точно воспроизвёл картину Леонардо — даже фон из можжевельника соорудил, только отзеркалил композицию.

Со скульптурным портретом работы Веррокьо — сложнее: точная дата создания произведения неизвестна. Верроккьо — учитель Леонардо. Возможно, идею с руками да Винчи подсмотрел у наставника. Но не исключено и обратное: ученик к этому времени уже превзошёл учителя — и это Веррокьо вдохновлялся руками Джиневры с картины Леонардо да Винчи (в момент написания портрета Джиневры героине около 17-ти лет, а художнику — около 23-х).

Андреа дель Верроккьо. Женщина с букетом цветов. Ок. 1470-е - 1480-е
Андреа дель Верроккьо. Женщина с букетом цветов. Ок. 1470-е - 1480-е

В чём никто не сомневается — так это в том, что портрет Джиневры де Бенчи был поясным, а не погрудным, то есть она была написана с руками. Аргументов — масса.

В своём «Трактате о живописи» да Винчи много говорит о том, как следует писать руки. В частности, наставляет коллег: «Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы». Сам этому правилу следовал: руки на его произведениях неизменно привлекают внимание.

Не только собственные художественные принципы не позволили бы художнику проигнорировать руки портретируемой. Дело в том, что это были выдающиеся руки: по меньшей мере два поэта, сочинявшие стихи, посвящённые Джиневре, сообщали о красоте её кистей и пальцев.

Ещё одно доказательство тому, что нижняя часть картины (сантиметров 9−10) была обрезана, найдём, если рассмотрим оборотную сторону портрета Джиневры де Бенчи.

-6

На обороте изображён венок из пальмовой и лавровой ветвей, с надписью «Красота украшает добродетель». Очевидно, что нижняя часть венка обрезана.

А вот почему нижнюю часть картины с руками Джиневры пришлось отсечь — остаётся только догадываться. Возможно, был удалён фрагмент, пострадавший от сырости, огня или грызунов.

Кстати, не исключено, что и леонардовская «Джоконда» была урезана: вероятно, картина изначально была шире, и по краям портрет обрамляли колонны (они есть на одной из ранних копий).

Босх: когда дураки и обжоры были вместе

В 2016-м в Хертогенбосе, городе, где родился и жил Иероним Босх, прошла грандиозная выставка, посвящённая 500-летию со дня смерти художника. На ней воссоединились четыре фрагмента утраченного триптиха, который, вероятно, был посвящён смертным грехам.

«Блудный сын» приехал из Роттердама — это знаменитое изображение, полагают, было внешними створками триптиха. Что касается внутренних частей — центральная, увы, не сохранилась. А вот боковые панели целы: одна из них — это «Смерть скупца» (сейчас обитает в Вашингтоне), а вторая тоже была разрезана и известна нам сегодня как две отдельные картины картины Босха — «Корабль дураков» (он прописал в «порту» Лувра) и «Аллегория чревоугодия и любострастия» (хранится в галерее Йельского университета).

Иероним Босх. Реконструкция утраченного триптиха "Семь смертных грехов": Корабль дураков (верхние две трети левой панели), Аллегория чревоугодия и похоти (нижняя часть левой панели) и Смерть скупца (правая панель), 1490-е
Иероним Босх. Реконструкция утраченного триптиха "Семь смертных грехов": Корабль дураков (верхние две трети левой панели), Аллегория чревоугодия и похоти (нижняя часть левой панели) и Смерть скупца (правая панель), 1490-е

Выходит, что одна из известнейших картин Босха «Корабль дураков» — лишь небольшой фрагмент триптиха.

Вообще, это не уникальный случай, когда части многосоставных произведений оказываются разлучёнными. Тогда их воссоединение на выставках смотрится как счастливый сюжетный поворот в мелодраме: так, недавно встретились части «Меленского диптиха».

Не редкость и ситуация, когда от целой картины остаются лишь небольшие части, продолжающие жизнь в качестве самостоятельных произведений. Такова «Голова ангела» Рафаэля: это деталь большого алтаря «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны» — ангелы там всего лишь стояли по бокам (от этого алтаря сохранилось ещё три фрагмента — второй ангел, Бог-Отец и Дева Мария).

Рафаэль Санти. Голова ангела, 1501
Рафаэль Санти. Голова ангела, 1501

Карпаччо: цветок многое объясняет

Картина Карпаччо с двумя роскошно одетыми венецианками всегда считалась бесспорным шедевром и всегда была окружена загадками и вопросами: кто эти дамы — куртизанки или добропорядочные женщины? Кого они ждут — клиентов или супругов? И что было изображено на утраченных частях картины?

Две венецианки (куртизанки). Витторе Карпаччо, 1490-е
Две венецианки (куртизанки). Витторе Карпаччо, 1490-е

Очевидно, что нож прошёлся по картине слева: собака лишилась туловища, а мальчик — руки. И вверху: между голубями стоит ваза с цветком, от которого осталась только часть стебля.

Левая часть так и не нашлась. А вот верхняя — обнаружилась и многое прояснила.

Венецианки и по сей день сидят, всматриваясь в загадочную даль (или вглубь себя?) в Венеции — в музее Коррера. А Музее Гетти в Лос-Анджелесе висит не менее загадочная картина «Охота в лагуне»: на переднем плане, на фоне воды красуется белая лилия — вовсе не водяная.

Охота в лагуне. Витторе Карпаччо, 1490-е
Охота в лагуне. Витторе Карпаччо, 1490-е

Вы уже догадались: венецианская ваза идеально совпала с лос-анджелесской лилией. И мигом сняла с дам подозрение в том, что они куртизанки: белая лилия — символ непорочности и чистоты. Предполагается, что панель распилили только в 19-м веке.

Правда, вместо разгаданной загадки появилась новая. Чем была эта вытянутая панель — дверцей шкафа? створкой ставень? И если так, то сколько таких панелей было? Только две (включая очевидно утраченную левую половину сцены) или много больше? И окно, и шкаф могли быть сколь угодно широкими, а Карпаччо известен своим умением виртуозно разворачивать горизонтальные композиции.

Реконструкция разделённой панели Витторе Карпаччо
Реконструкция разделённой панели Витторе Карпаччо

Эль Греко: фрагмент, который изменил всё

И снова история о триптихе трудной судьбы. Вероятно, эта картина, хранящаяся сейчас в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, была его центральной частью. Слева была сцена Благовещения (сейчас её большая часть в Мадриде, а верхушка, изображающая хор ангелов, — в Афинах). А справа — «Крещение Христа», оно теперь в Толедо.

Открытие пятой печати (видение святого Иоанна Богослова). Эль Греко (Доменико Теотокопули), 1614
Открытие пятой печати (видение святого Иоанна Богослова). Эль Греко (Доменико Теотокопули), 1614
Эль Греко. Благовещение. 1608 - 1614. Реконструкция, состоящая из двух фрагментов, находящихся ныне в Афинах и Мадриде.
Эль Греко. Благовещение. 1608 - 1614. Реконструкция, состоящая из двух фрагментов, находящихся ныне в Афинах и Мадриде.

Вернёмся к центральной части — «Открытию пятой печати». Работа мало того что не была закончена художником (в 1614-м Эль Греко умер), так ещё и лишилась двух больших фрагментов: сверху был отрезан кусок высотой в 175 сантиметров, слева — шириной около 20 см. Это произошло в конце 19-го века, во время реставрации: были удалены части, не подлежащие восстановлению; отрезанное не сохранили.

Не исключено, что именно незаконченность (ещё более быстрый,чем обычно у Эль Греко, мазок, общая эскизность) и фрагментарность (куда воздевает руки Иоанн Креститель?) сделали эту последнюю картину Эль Греко завораживающим шедевром.

Полотном были очень впечатлены парижские художники начала 20-го века. И особенно Пабло Пикассо, который под влиянием «Открытия пятой печати» написал своих «Авиньонских девиц» (1907) — картину, с которой начался кубизм.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907
Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907

Рембрандт: неудачный переезд

Пожалуй, самый вопиющий случай в нашей подборке. «Ночной дозор» Рембрандта в 18-м веке обрезали по всему периметру — потому что картину решили перенести в новое помещение (из штаба стрелковой роты, по заказу которой она была написана, в городскую ратушу), а картина туда попросту не влезала.

Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1642
Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1642

К счастью, картина Рембрандта так понравилась капитану Баннингу Коку(на полотне он в самом центре, на переднем плане — в чёрном костюме с красной перевязью), что он сразу же, когда она ещё была цела, заказал себе копию — чтобы повесить дома. Только благодаря этому мы можем иметь представление о первоначальной версии.

Сравните оригинал с копией: на оригинале слева не досчитаетесь двух персонажей.

Ночной дозор. Копия с картины Рембрандта. Геррит Луденс
Ночной дозор. Копия с картины Рембрандта. Геррит Луденс

Впрочем, картинам Рембрандта случалось бывать и не в таких переделках.

В 1656-м году он написал «Урок анатомии доктора Деймана» — групповой портрет хирургов, наподобие знаменитого «Урока анатомии доктора Тульпа» (собственно, Дейман и сменил Тульпа на посту президента гильдии хирургов). В 1723-м картина сгорела — уцелела только центральная часть, а от доктора Деймана остались лишь руки, препарирующие мозг казнённого преступника. И ничего. Картина выставляется в Музее Амстердама. И всякий, кто возьмётся за изучение творчества Андрея Мантеньи, непременно приведёт этот фрагмент как известнейшее цитирование его «Мёртвого Христа».

Рембрандт Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Деймана , 1656
Рембрандт Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Деймана , 1656

Продолжение читайте здесь.

Автор: Наталья Кандаурова, artchive.ru