Как я уже неоднократно писал, крайне опасными врагами большевиков в период Гражданской войны были не только белогвардейцы, но и разного рода «альтернативные левые» — эсеры, меньшевики и прочие социал-демократы. И если слабостями белогвардейцев была их некая «кастовость», излишняя милитаризованность, нехватка толковых агитаторов и закостенелость самих политических идей, то «третья сила» имела ряд иных пороков.
Первым по значению недостатком враждебных большевикам социалистов была их неорганизованность, разного рода правительства на востоке страны так и нее смогли толком объединиться, даже вооруженные силы были у, скажем, Комуча, свои, а у Сибирского правительства — свои.
Вторым пробелом эсером-меньшевистской власти являлась их непоследовательная, колеблющаяся между интересами разных слоев общества политика.
Наконец, эти правительства сами по себе держались некрепко, на чехословацких штыках да на саблях куда более консервативно настроенных военных. Демократы так и не сумели «закрутить гайки», не до конца, по-видимому, сознавая как масштабы потенциала большевиков, так и стремления казаков и офицеров получить «своего» диктатора, который придет и «порядок наведет». Кроме того, управляемый лидер антибольшевистского движения устроил бы и бывших союзников Российской империи — страны Антанты.
И он пришел. Точнее, его привели к власти. 18 ноября 1918 года произошел переворот, в результате которого Верховным правителем (первым и единственным) стал адмирал А. В. Колчак.
Согласно мнению британского историка Джеффри Свейна, с этого момента Гражданская война... все, завершилась. Ибо на смену коалиционному антибольшевистскому союзу пришли вполне определенно консервативно настроенные белые вожди, тем самым превратив войну гражданско-политическую в войну классовую. В которой у белых, несмотря на внушительные первоначальные успехи, шансов было немного.
Ведь только союз профессиональных военных и пользовавшихся популярностью в народе (благодаря земельной политике) эсеров и меньшевиков мог бы, гипотетически, что-то противопоставить большевистской платформе.
С другой стороны, недовольство офицеров «демократами» также вполне объяснимо: эсеры не могли договориться между собой, не сумели привести в порядок фронт и тыл, потерпели ряд сокрушительных поражений от молодой Красной армии.
Так что,нельзя с уверенностью утверждать, что антибольшевистские силы непременно одержали бы верх в Гражданской войне, если бы не белогвардейский переворот ноября 1918 года. Скорее даже наоборот, сама борьба могла бы завершиться куда быстрее, «полет к Волге» и наступление сил Деникина на Москву при таком раскладе могли бы не состояться вообще.
Как бы то ни было, но замещение разношерстных социал-демократических правительств диктатурой Колчака во многом облегчило работу коммунистическим агитаторам. Пропагандистам теперь куда проще было представить противников советской власти кучкой угнетателей рабочего люда, наймитами западных держав, антинародной властью богатеев и фельдфебелей... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.