Найти тему
Smoke in pipe

Каждому поколению свои забавы

В какие игры играют современные дети, когда выходят во двор? Малышня – в прятки и в догонялки, в вышибалы и в машинки. Те, что постарше, – в футбол и в хоккей. Может, есть и еще какие-то игры на свежем воздухе, но я, наблюдая не первый год за ребятней во дворе, таковых в их исполнении не видел. На смену веселым активным забавам на свежем воздухе пришел компьютер и другие гаджеты.

Я сам не против провести пару часиков за каким-нибудь гоночным симулятором или побродить с базукой в руках, изничтожая неистовую нечисть, но торчать сутками за компьютером лично мне скучно. Я лучше выйду во двор, пусть хотя бы для того, чтобы просто воздухом подышать.

В выходные мы с друзьями можем мяч погонять на школьной коробке, в хоккей сразиться, или в волейбол поиграть на пляже, а по всем забавам детства, предаваться которым сейчас кажется несолидным, теперь, увы, только ностальгируем. А ведь было, было чем заняться!

Например, «клёк» (он же – игра «в повара»). Правила данной игры, при наличии общих черт, в каждом районе разнились. Чтобы играть в «клёк», нужно иметь палку длиной чуть больше метра (чаще всего использовались черенки от сломанных клюшек), пустой флакон из-под дихлофоса или какой-то похожий на него и человек семь-восемь друзей.

На игровой площадке рисуются ранги, каждый из которых обозначается соответствующей буквой: Г – говно, С – солдат, О – офицер, К – капитан, Г. – генерал, М – маршал. Игра начиналась с жеребьевки: каждый игрок брал свою палку, ставил её на нос ботинка (кроссовка), придерживая другой конец рукой, и с размаху метал палку ногой вперед. Чья палка улетала дальше всех, тот получало право первого броска. Соответственно, кто метнул ближе всех, тому быть защитником «клёка» - того самого флакона из-под дихлофоса. В первом кону все, за исключением защитника, встают на ранг «Говно». Задача - броском палки, точно таким же, как в «городках», сбить «клёк». Кто сбивает, тот переходит на следующий ранг, но только после того, как состоится бой с защитником за свою палку. Бой начинается тогда, когда все совершили свой бросок. Игроки бегут за своими палками, но при этом стараются пробежать как можно дальше от защитника, который, в свою очередь, охраняет «клёк» и одновременно пытается дотянуться до кого-нибудь своей палкой, чтобы «замаять» того, то есть сняться с поста. Как только защитник дотрагивается до игрока, он сбивает палкой «клёк» и бежит за черту рангов. Забежать за эту черту можно только тогда, когда «клёк» лежит, то есть защитник должен выбить флакон из-под дихлофоса как можно дальше. Если защитнику во время забега за палками «замаять» никого не удалось, начинается бой, во время которого защитник своей палкой не дает игрокам сбить «клёк» и также пытается кого-нибудь «замаять». Второй кон начинается тогда, когда все игроки оказываются за чертой рангов. Перед новой серией бросков все распределяются соответственно результатам первого кона: кто сбил «клёк», становится солдатом, кто не сбил, остается говном.

Солдат бросает палку также как и говно. Офицер бросает палку двумя руками из-за головы (почти также, как футболисты вводят мяч в игру из аута). Капитан бросает палку из-за головы одной рукой, Генерал также бросает палку одной рукой, но делает это словно индеец, метающий копьё. Если палка во время броска Генерала в воздухе развернулась параллельно «клёку» и сбила его именно в таком положении, то попытка не засчитывается. Маршал бросает, как хочет. Удачный бросок Маршала после очередного боя, если он не стал защитником, делает его «Говном со шкуркой». Такого персонажа защитник уже не имеет права «замаять» и по своему желанию может его пропустить за линию рангов, приподняв «клёк» или положив его на бок. Говно со шкуркой, став Маршалом со шкуркой, получает право, повышать игроков в рангах, отдавая за это свою «шкурку». Если Маршал по каким-то причинам выходит из игры (например, мама ужинать позвала), то по желанию он может раздать все свои «шкурки» или не раздавать, а может снять защитника с поста и тогда самый младший игрок по званию становится защитником.

По таким правилам мы играли в Верхних Печерах, а когда я жил в Карповке, то у нас отдельные персонажи помимо индивидуального броска имели также свою собственную манеру ведения боя: Капитан скакал на одной ноге, опираясь на палку, Генерал передвигал свою палку по полю, только зажав её обеими ногами. В таком положении они могли сражаться или просто заходить за линию рангов, не зависимо от того, лежит «клёк» или стоит. Этих персонажей, если они вдруг вздумали сражаться, защитник не имел права «замаять» до тех пор, пока Капитан не встанет на обе ноги, а Генерал не возьмет палку в руки. Маршал особых привилегий не имел, становясь дважды или трижды Маршалом, разве что защитник не мог его «замаять», пока тот не возьмет палку в руки.

Были и еще какие-то игровые нюансы, но сейчас я их не вспомню, но отмечу, что игра в «клёк» была весьма энергичной, веселой, развивающей глазомер и мышцы, и при этом никто не получал серьезных травм.

Там же в Карповке мы играли в «плитки» и в «пробки». Плитки (маленькие квадратненькие, сделанные из какого-то стекла) скалывали с панелей домов или цехов на стоявшем неподалеку ЗКПД-3. Они делились на два вида: молочные и сахарные. Вторые считались привилегированными. Перед началом игры в земле выкапывалась ямка наподобие лунки в гольфе, потом отмерялось от нее какое-то расстояние, рисовалась черта, откуда предстояло метать плитки, а игроки разгадывались, кто будет бросать первым, вторым и так далее.

Правила игры в «плитки» я сейчас помню с трудом, поскольку, когда я впервые познакомился с этой игрой, мне было всего шесть лет, а после переезда на новую квартиру уже не играл.

Вроде бы, задача была в том, чтобы попасть своей плиткой в лунку. Если получалось, то ты забирал плитки остальных игроков, при условии, что никто из них в лунку не попал. Если ты попадал в лунку вторым, то получал половину плиток, при условии, что после тебя никто не был точен. Если броски точными были у трех и более человек, то первый попавший забирал половину плиток, остальные делили оставшиеся на игровом поле плитки между собой. Если никто не попадал в лунку, то тот игрок, чья плитка лежала ближе всех к ямке, собирал те плитки, до которых мог дотянуться указательным пальцем, поставив большой палец на свою плитку. Если после этого действа на игровом поле оставались плитки (что случалось довольно редко), то право «сбора урожая» предоставлялось тому игроку, чья плитка также лежит ближе остальных к лунке. Выйти из игры можно было по собственной воле или когда закончились плитки.

Игра в «пробки» была проще. В качестве игровых снарядов использовались пробки от духов и одеколонов. Пробка зажималась подошвами ботинок и в прыжке с места забрасывалась в игровое поле. Чтобы забрать с него пробку соперника, нужно таким же образом попасть в неё своей пробкой.

-2

Помню, как после школы и выполнения домашнего задания, мы с одноклассниками выходили во двор с пакетами пробок и плиток и возвращались по домам либо с еще большим количеством этого барахла, казавшегося тогда сокровищем, или налегке, с мыслями о том, где назавтра достать и то и другое, чтобы отыграться.

После переезда в Верхние Печеры я познакомился с двумя играми, в которых использовался перочинный нож: «танчики» и «земельки».

В первую играли на кучах песка, наваленных то тут, то там, поскольку микрорайон был строящимся. Задача – собрать быстрее остальных самую могущественную армию. Принцип – нужно было метать перочинный нож в игровое поле и по тому, как он приземлился, определить, на какую военную единицу ты обогатился. Если ручка ножа и его лезвие составляют с землей треугольник, то это пехотинец. Три пехотинца – танчик. Если нож приземлился на ручку лезвием вверх, то это танчик, но уже сразу. Три танчика – самолет. Если нож лезвием воткнулся в землю, а ручка земли не касается, и под неё можно вставить три пальца, то это самолет. Три самолета – не помню, что именно, но вроде бы корабль или подводная лодка, в общем, военная единица, которую не заработаешь броском ножа на игровое поле. Ход переходил к другому игроку, когда нож в землю не втыкался.

В «земельки» играли на любой почве. Перед игрой на земле чертился круг либо овал, который делился на количество участников. Затем шла жеребьевка очередности ходов. Задача – стать единственным обладателем всей земли.

-3

Принцип заключался в том, что нужно было втыкать нож в землю соперника и, отрезая от неё куски, присоединять их к своей земле. Игрок выбывал из игры, если он не мог простоять на своем куске земли на пятке или носке одной ноги, пока остальные считают до десяти. Ход переходил к другому игроку, когда нож не втыкался в землю или после броска попадал в ту землю, которую к своей никак не удастся присоединить.

Потом была у нас еще забава, которую условно назову «войнушка». В неё играло четное количество человек. На бумажках писались воинские звания. Самым младшим был сержант, самым старшим – генерал. Соответственно, были и другие звания, всё зависело от количества играющих. Записок со званиями было два комплекта. Каждый игрок тянул бумажку и, не читая, скрывался в посадках, где игра, собственно, и происходила. При таком методе никто не знал, кто из твоей армии, а кто враг. Бегая меж деревьев и находя остальных игроков, надо было выяснить, какое у встреченного тобою звание. Если майор встретил сержанта из вражеской армии, то сержант из игры выбывал, но тот же сержант мог захватить в плен генерала. Остальных тонкостей игры я уже не помню.

В школе на переменах играли в «цепочку» - так называемые усовершенствованные догонялки. Перед началом игры выбирали жребием водящего. Когда он кого-то догонял, то пойманный становился «звеном цепочки» - то есть они оба становились водящими и бегали за остальными вдвоем, взявшись либо за руки, либо положив руки друг другу на плечи. Если сам не играешь, то со стороны зрелище весьма потешное, особенно когда водящих становится больше, чем тех, кого надо поймать. Основные условия – цепочка не должна распадаться, а маять имеют право только те, кто находятся по краям. Если тебя замаяли, а цепочка в этот момент разорвалась, то, как говорится, не считается. Последний из пойманных выбирает водящего для следующей игры.

Из игр с мячом у нас был не только футбол, но и в «квадрат» и в «короля» мы резались с не меньшим азартом.

По мере взросления в арсенал дворовых игр вошли карты (дурак со всеми его разновидностями, козел, бура, «распиздяй», кинг, свара, тысяча, девятка, верю - не верю, и прочие) и игра во вкладыши от жевательных резинок. Отдельно из карточных игр выделю такую, как «Король – говно». В основе её лежал принцип игры в дурака, но помимо этого у каждого игрока была собственная роль с набором тех или иных функций. Так, например, ни король, ни его свита не имели права ругаться матом, зато говно могло сквернословить как угодно и подбрасывать карты без очереди. В ответ на это король один раз за кон пускал «волну»: давал, например, даме пару подзатыльников, дама умножала полученное на двое и прописывала такое же наказание принцу, принц, в свою очередь, опять вдвое увеличивал наказание и отрывался на следующем персонаже. В итоге, как вы понимаете, говну доставалось весьма прилично. Бывало так, что игрок с места говна не вылезал конов по 10-15, но при этом никакого садизма или злобы во время игры не было.

В «Мафию» мы не играли, поскольку в юном возрасте логические игры как-то не увлекают, да и правила знали далеко не все. Зимой, не часто, но всё же бывало, играли в «слона».

И только с появлением 8-ми и 16-ти битных приставок типа «Dendy» и «Sega» дворовые игры ушли в небытие. Не попали под забвение только спортивные и карточные. Впрочем, позапрошлым летом мы, сидя вечером на лавочках перед домом, время от времени играли в «Крокодила» команда на команду, сумев даже заразить этой забавой несколько соседних дворов.

Конечно, с развитием технологий, появляются новые игры, в которые можно играть большой компанией – страйкбол, пейнтбол, лазертаг, командные компьютерные шутеры и прочие – но те игры из детства, для которых использовался самый примитивный инвентарь, по прошествии лет кажутся таким родными, добрыми и сплачивающими дворовую ребятню, что когда мы, бывает, вспоминаем о них, то я замечаю, как у моих друзей горят глаза и на лицах появляются мечтательные улыбки, и смех раздается, когда кто-то припомнит забавный эпизод, который память по такому случаю услужливо достала из своих запасников.

Сможет ли нынешнее поколение также, с хохотом перебивая друг друга, вспоминать через 10-15 лет, как они с упоением играли в свои командные дворовые игры? Мне отчего-то кажется, что нет…