Поэтическое слово – важный аспект культуры человека, поэтическое восприятие – окно в мир прекрасного. Но это окно может остаться закрытым для нашего ребенка, если мы вовремя не поможем ему.
Прием «СКОЛЬЗЯЩЕЕ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ» способствует запоминанию текста и учит маленьких чтецов эмоциональной выразительности.
Для примера берем короткое стихотворение Агнии Барто.
Суть приема такова: обращаясь к ребенку, мама (папа) читает одну строку, в которой выделяет одно слово ВОПРОСИТЕЛЬНО. Ребенок отвечает этой же строкой, выделяя одно слово ВОСКЛИЦАТЕЛЬНО.
Благодаря этому учим ребенка выделять голосом, интонацией ключевое слово в каждой строке. Причем, логическое ударение строки будет меняться от слова к слову. Ребенок запоминает текст стихотворения с помощью построчных «блуждающих акцентов».
Мама: «Зайку (?) бросила хозяйка»
Ребенок: «Зайку (!) бросила хозяйка»
Мама: «Зайку бросила (?) хозяйка»
Ребенок: «Зайку бросила (!) хозяйка»
Мама: Зайку бросила хозяйка?
Ребенок: Зайку бросила хозяйка!
Затем мама и ребенок меняются ролями. Ролевая игра способствует более легкому запоминанию нового стихотворения. Но не в этом ценность приема. Главное, что через игру, чтение по ролям, ребенок осваивает оценочно-смысловое отношение к тексту: «ЗАЙКУ! Бросила хозяйка…» - хочется пожалеть зайчика. Это воспитывает эмпатию (сочувствие). При чтении «Зайку бросила хозяйка!» ребенок осваивает первые оценочные суждения «что такое хорошо, что такое плохо», учится выражать свое отношение к поступкам.
Таким образом, поэтическое слово учит сопереживать, стать другом героя (друга на Руси называли сострадальником). Эмоциональный подход – прекрасная почва для осмысленного запоминания.
Не забываем, что нельзя заставлять учить стихи, нужно создать мотивирующую ситуацию, к этому прибавить хорошее настроение – результат не заставит себя ждать.
О других приемах запоминания стихов поговорим в следующей статье.
Пусть ваш ребенок когда-нибудь скажет: «Как люблю учить стихи я, учить стихи – моя стихия». У