Пока в Грузии оппозиционеры расставляют палатки перед зданием парламента, Министерство образования РФ расширяет сотрудничество с Абхазией в сфере образования.
Госдумой ратифицировано взаимное признание дипломов как ранее полученных, так и будущих. Теперь и в России, и в Абхазии достаточно будет предъявить диплом и просто нотариальный перевод.
Тем временем президент Грузии Саломе Зурабишвили продолжает надеяться на то, что Москва изменит позицию по Абхазии. Ранее она подтвердила ряду мировых СМИ, что пойдёт на сотрудничество с Россией, только если та признает «оккупацию Абхазии и Южной Осетии». А как такое признать, когда по общепринятому определению оккупация предполагает захват вооружёнными силами другого государства не принадлежащей ей территории? Кажется, на территории той же Абхазии российских военных у власти мы не наблюдаем, там у них своя армия.
Тем не менее, такое определение в мире читают правильно только Венесуэла, Сирия, Никарагуа и Науру, признавая республики независимыми странами. Остальной мир считает их землями, оккупированными Россией. На этих землях на прошлой неделе почтили память погибших в результате обстрела Грузией гуманитарного вертолета, день официального траура в Абхазии – 14 декабря. В 1992 году над селом Лата погибло 87 человек.
Правда, мы уже начали привыкать к тому, что вещи в мире называются совсем не своими именами, а прямо противоположными. Так убедительнее. «Оккупация» же России на сегодняшний день заключается в признании этих территорий самостоятельными и в огромной финансовой помощи. На сегодня доля российских денег в бюджете Абхазии составляет от 50 до 70%, и планы на 2019 ещё масштабнее. В подкрепление коих Владимир Путин подчеркнул, что Москва и далее будет оказывать своё всемерное содействие и поздравил президента Абхазии Рауля Хаджимбу с Днём победы и независимости республики, упомянув её серьёзные экономические успехи.
Однако сегодня Абхазии помимо мандаринов и туризма по большому счёту продавать нечего. А в туризм надо вложиться. За чей счёт? России? Если в этом году туристы были привлечены относительно низкой стоимостью отдыха, то в следующем году Крым вполне может взять реванш, снизив свои цены и предоставив совсем другой уровень комфорта. Создание бизнеса в Абхазии российскими инвесторами имеет целый ряд нетривиальных особенностей.
Например, вам сразу предложат всё делать без официального оформления, исключительно на доверии. Среди абхазов вообще распространены «страшилки», что русские, попав в бизнес, «сразу всё скупят». Хотя зачастую происходит наоборот, случаев рэкета и рейдерства со стороны местных жителей немало.
Сейчас на курорте активно готовят места для отдыхающих в погонах. Минобороны РФ присмотрело 2 военных санатория, находящихся на территории Сухуми, но Абхазия пока почему-то не торопится предоставлять их для отдыха российских силовиков.
Да, выживать сложно, но всё же есть много надежд и точки роста. Например, сейчас у Абхазии есть планы на обширное сотрудничество с Сирией – по вопросам морского сообщения, образовательным программам, в аграрном секторе. Ведь Страна души (так жители Абхазии называют свою землю) - это сейчас заброшенные чай, мёд, виноградники, орехи, мандарины и яблоки. И логика развития событий неуклонно ведёт наши страны к большему сближению и сотрудничеству. «Давайте вместе», - как сказал однажды Бенджамин Франклин, - «иначе нас повесят поодиночке».
Автор: Дарья Топадзе
P.S. Если интересует жизнь в Абхазии и новости оттуда, то всё можно узнать на Sputnik Abkhazia