Торговые и транспортные компании обратились с письмом к главе правительства Дмитрию Медведеву, где сообщили о возможном росте цен на товары из-за ужесточения условий покупки топлива.
Среди авторов послания – Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Ассоциация компаний розничной торговли и «Руспродсоюз». Они указывают, что подорожание топлива на 30% для корпоративных клиентов нефтяных компаний приведет к тому, что цена транспортных услуг может вырасти минимум на 10%. А это, в свою очередь, «вздернет» розничные цены на товары, в том числе и на продукты питания.
Причем наиболее заметно рост цен на топливо скажется на товарах повседневного спроса, поскольку доля автомобильной логистики там выше.
Ранее «Финансовая газета» писала о том, что после заморозки розничных и мелкооптовых цен на топливо, нефтяники начали ужесточать условия работы с корпоративными клиентами. Так, «Газпром нефть» ввела для корпоративных клиентов сервисные сборы, а другие крупные компании отменили скидки.
Исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина прогнозирует, что резкий рост затрат на топливо окажет крайне негативное влияние на рынок грузового автотранспорта, инфляцию, обновление парков и общее финансовое состояние автоперевозчиков.
«Более того, ситуация усугубляется отменой с 2019 года льготы к транспортному налогу для плательщиков системы “Платон” и увеличением НДС», – добавляет она.
Как пояснил исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков, топливная составляющая в себестоимости зависит от длины логистического плеча и количества перевозок. В ряде случаев доля расходов на топливо в себестоимости может достигать от 4% до 20%. Только за счет роста этих издержек отпускные цены на российские продукты могут вырасти на 1–8%.
«Быстрее всего на рост затрат на логистику реагирует сегмент скоропортящихся продуктов, которые завозятся в магазины ежедневно», – уточняет эксперт.
Отметим, что топливо само по себе занимает не очень большую долю в себестоимости товаров. Однако в сочетании с ростом налогов, ставок акцизов, эквайринга, торговых ограничений оказывает общее влияние на ценник.
В Российском топливном союзе (РТС) подтвердили, что нефтекомпании сейчас придерживаются тренда на снижение скидок на корпоративных клиентов.
«Но для этого есть объективные причины, и, в первую очередь, – снижение доходности розничного бизнеса, – уточняет президент РТС Евгений Аркуша. – Кроме того, таким образом нефтяники страхуют себя от возможных убытков в будущем, связанных, например, с очередным повышением акцизов с 1 января, а также с увеличением экспортного паритета за счет снижения экспортной пошлины».
И все же авторы письма Дмитрию Медведеву надеются, что компромисс возможен – хотя бы частичным возвращением скидок на топливо для крупнейших транспортных компаний.
Впрочем, «Газпром нефть», «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» от комментариев отказываются.