На прошлых выходных в Москве открылись рождественские ярмарки, которые мы с супругой с первой же возможностью посетили. Отличительная особенность ярмарок в этом году, которую мы приметили — запредельная плотность ёлок на один квадратный метр. Тут тебе и большие ели, в три-четыре человеческих роста, и маленькие, размером с ребенка, и искусственные и настоящие.
И все украшены так, что глаз не отвести — настолько красиво! На одной из ярмарок даже книгами классиков украсили ель. В общем, празднично, как и должно быть на Новый год.
Занятно, но раньше в России не было традиции ставить ёлку на Рождество. А уж украшать дерево и подавно — такие мысли в голову предков не приходили. Так как же она пришла к нам, наша любимая «вечно зеленая»?
Древо жизни
Во времена дикого разгула язычества, многими народами деревья особо почитались как символ жизни, и предки всегда уважительно относились к лесу и его жителям.
А жители Северной Германии отдавали почтение именно ели. Они считали, что именно это дерево является легендарным Древом жизни. И когда наступала пора встречать языческий Новый год, предки немцев бодро шли в лес, находили там свое сакральное дерево и проводил свои обряды. Ель при этом украшали разноцветными тряпками (стеклянные шары еще не подвезли в то время), и освещали огнем свечей.
Что важно, деревья при этом не срубали — древние были не варвары какие-то, все происходило в гармонии с природой.
Когда на германские земли пришло христианство, ель органично влилась в новые обычаи. Христиане всегда умело адаптировали старые традиции на новый лад. Со временем, гармония с природой начала уходить в прошлое и древние германцы стали рубить елки и относить домой, а уже там наряжать своими красивыми тряпочками.
«Хвойная» реформа Петра
Оставим немцев в покое и перенесемся в конец XVI века. Петр I скатался в Европу, ему там все понравилось и по возвращению на родину-матушку он стал проводить свои знаменитые «бородообрезательные» реформы. Но не только бороды интересовали будущего императора. 20 декабря 1699 года Петр I издал указ, в котором говорилось, что календарь на Руси теперь надо вести не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. Что же касается Нового года, то в этом же указе Петр перенес его с 1-го сентября на 1 января, мотивируя «примером всех христианских народов».
Вот так на Руси синхронизировали календари с европейскими партнерами. Но на этом царь не остановился, и повелел праздник отмечать с размахом: запускать фейерверки, украсить столицу, зажечь побольше огней, да деревья хвойные у ворот ставить. Теперь жить стало веселее. При Петре, вообще, скучно никогда не было…
Овощные украшательства
Когда Петр умер, некому стало следить за исполнением новогоднего указа. Город перестали декорировать хвойными деревьями, да и не только ими. Но было исключение — в кабаках да трактирах ёлки продолжали выставлять у ворот, причем в течение всего года, символизируя праздничное настроение. По этим деревьям потом стало удобно определять кабаки. И никакой вывески не надо.
Когда к власти пришла внучка Петра, Екатерина II, ситуация начала меняться в лучшую сторону. Традиция ставить рождественскую ель возродилась, и в этот раз она так хорошо зашла в народ, что горожане стали ставить свои персональные елки уже у себя дома. А дальше сработал вирусный эффект, и славная традиция прижилась по всей стране.
Ели украшали очень забавно и, преимущественно, едой: конфетами, орешками и даже пишут — овощами. Собственно, что было, то и вешали. Ну и, конечно, свечами, которые сейчас нам заменили гирлянды.
Запрет и нелегальное положение
Когда народ сместил царскую династию и к власти пришли большевики — ёлка попала под раздачу. В рамках борьбы с религиозными праздниками и буржуйскими прихотями было запрещено праздновать Новый год, Рождество и уж тем более ставить ёлки. Нечего вводить пролетарий в заблуждение, считали коммунисты.
Так ёлка перешла на нелегальное положение, потому что сторонники старых обычаев все равно тайно отмечали любимые праздники. Чуть погодя большевики поняли, что слегка перегнули палку и в 1935 году праздничное дерево вернули, но праздник Рождества заменили на Новый год. Так пролетарию будет спокойнее.
И вот в таком виде мы вошли в новое тысячелетие — с новогодней ёлкой и Новым годом, который до сих пор отмечаем сильнее и крепче чем Рождество. Но об этой истории в предыдущей заметке.
Всех с Наступающим!!