Найти тему
Монтессори.Дети

Один Монтессори-день Василисы

Оглавление

Героине моего рассказа 1 год и 9 месяцев, и зовут её Василиса. Сегодня, 10 октября, день начался необычно — я проснулась раньше Василисы и спокойно завтракала, читая книгу, почти целый час.

Завтрак

Малышка проснулась в 9:00 и по своему обыкновению чётко и ясно заявила: «Книжку читать!» Мы повалялись ещё в кровати с книгой «Кто сказал мяу?» и отправились на кухню, где нас ждал завтрак, приготовленный мной заранее — гречка с молоком и чай с молоком. Василиса не очень настроена на съёмку и еду. Салфетка, которую мы используем, разрисована с участием маленькой художницы, поэтому слева от изображения ложки у нас НЛО.
Малышка проснулась в 9:00 и по своему обыкновению чётко и ясно заявила: «Книжку читать!» Мы повалялись ещё в кровати с книгой «Кто сказал мяу?» и отправились на кухню, где нас ждал завтрак, приготовленный мной заранее — гречка с молоком и чай с молоком. Василиса не очень настроена на съёмку и еду. Салфетка, которую мы используем, разрисована с участием маленькой художницы, поэтому слева от изображения ложки у нас НЛО.

Василиса забралась на высокий стульчик для кормления, который приставлен к столу, используя, в свою очередь, свой маленький стул, и начала возить маленькой ложечкой в тарелке с кашей. Зачерпнула несколько крупинок с тарелки, отправила их в рот, затем вторую ложку, потом сказала: «Мама, помоть, помомить (покормить)». Мама помогла и покормила. Мы пока используем две ложки — одна у Василька, вторая у меня. Кашу малышка решила не доедать и чай не допивать, зато она заботливо перелила свой чай в мою чашку и сказала: «Мама, пей!» Таким образом, мы позавтракали, убрали со стола и начали собираться на прогулку.

Сначала мы направились в ванную, чтобы почистить зубы. Перед раковиной Василёк стоит на табуретке и последние несколько дней требует чистить зубы непременно сама. Такая возможность ей предоставляется. Малышка не очень тщательно и методично возит щёткой во рту, но с каждым днём получается всё лучше. Затем она открывает кран и споласкивает щётку под струёй воды. Мы вытираем пасту вокруг рта и отправляемся одеваться.

Василиса немного сопротивляется одеванию, ведь хочется поиграть в игрушки, лежащие на нижних полках. Предлагаю ей на выбор джинсы или штанишки, куртку или жилетку. Обсуждаем, что после одевания мы пойдём в магазин, купим мясо и сделаем папе котлеты. И, конечно же, малышка соглашается отправиться гулять исключительно в резиновых сапогах-крокодилах (на улице сухо). Надевает их сама с помощью специальных ручек на них. Хорошо, мы просто возьмём кроссовки с собой. Собрались!

Прогулка

«На каляске бальсой паедим!» — говорит Василёк. Хорошо, мама достаёт её с балкона и мы отправляемся в магазин! Проезжая детскую площадку, мы останавливаемся. Сейчас 10:30, но здесь никого нет. Дело в том, что живём мы в чудесном районе, и площадка выходит прямиком в лес. На дереве мы замечаем белку и отправляемся посмотреть, как она собирает жёлуди. Понаблюдав за белкой, мы продолжаем свой путь в магазин.

В магазине Василиса берёт корзину. Она просит положить туда куриную грудку, которую я достаю из холодильной камеры, но та, к сожалению, очень тяжёлая. И мы договариваемся, что Василёк понесёт в своей корзине хлеб. На кассе малышка дотягивается и отдаёт кассиру деньги, и мы идём домой, чтобы оставить продукты и снова выйти на площадку.

Во время прогулки, которая длится почти 3,5 часа, Василиса с её подружкой Ульяной очень весело проводят время: ищут жёлуди в лесу и почти 15 минут терпеливо занимаются их чисткой, чтобы извлечь из скорлупы «орешки» и отдать их белочке; лазят по брёвнам в лесу; бегают друг за другом; ломают палки; строят в песочнице куличики.

Бывают, конечно, и разногласия: под конец гуляния не поделили машинку-толокар одного из мальчиков. Ульяна кричит: «Маяааа, маяааа!», ей уже два года — и процесс пошёл. Василиса плачет и я предлагаю пойти домой, потому что она уже устала. Уношу её в сторону дома на руках. Но не успеваем мы дойти до конца площадки, конфликт оказывается исчерпанным, эмоции прожитыми и девочки снова дружно принимаются за игру и играют ещё полчаса.
Во время прогулки, которая длится почти 3,5 часа, Василиса с её подружкой Ульяной очень весело проводят время: ищут жёлуди в лесу и почти 15 минут терпеливо занимаются их чисткой, чтобы извлечь из скорлупы «орешки» и отдать их белочке; лазят по брёвнам в лесу; бегают друг за другом; ломают палки; строят в песочнице куличики. Бывают, конечно, и разногласия: под конец гуляния не поделили машинку-толокар одного из мальчиков. Ульяна кричит: «Маяааа, маяааа!», ей уже два года — и процесс пошёл. Василиса плачет и я предлагаю пойти домой, потому что она уже устала. Уношу её в сторону дома на руках. Но не успеваем мы дойти до конца площадки, конфликт оказывается исчерпанным, эмоции прожитыми и девочки снова дружно принимаются за игру и играют ещё полчаса.
Василиса нашла палку и ходит, опираясь на неё, как люди, занимающиеся скандинавской ходьбой, которых мы регулярно наблюдаем в нашем лесу.
Василиса нашла палку и ходит, опираясь на неё, как люди, занимающиеся скандинавской ходьбой, которых мы регулярно наблюдаем в нашем лесу.

Дневной сон

В 13:30 мы возвращаемся домой, и Василёк засыпает. Засыпает она, надо сказать, приложившись к груди, и это пока обязательное условие нашего успешного засыпания. Я знаю, что многие приверженцы Монтессори-метода скептически относятся к длительному кормлению и кормлению до самоотлучения. Но моя позиция в данном случае такова: я следую за ребёнком, и на данный момент я не вижу её безусловной готовности отказаться от ГВ. Конечно, это теперь больше психологическая потребность, но и она должна быть удовлетворена в полной мере, для нас этот этап ещё не пройден. Пока моя малышка будет вести меня за ручку к дивану, подкладывать мне под голову подушку и нежно говорить: «Мама, сися…», я не буду отказывать ей. Это потребность в тепле, нежности и чувстве защищённости, которая у неё есть, которая помогает ей восстанавливаться и развиваться.

Готовим ужин

Василиса просыпается в 16:30, спустя 2 часа, и зовёт меня. После похода на горшочек, Василёк несёт его и выливает содержимое в унитаз. Немного мимо (точнее, почти половина), малышка озадачена… Ничего, мама поможет устранить эту неприятность — вместе вытираем швабрами пол.

Пообедать сейчас Василиса не хочет, а значит, мы примемся за котлеты по-киевски для папы! Малышка наблюдает за тем, как я разделываю мясо, периодически хватает кусочки и вертит в руках. Затем мы по очереди начинаем отбивать кусочки колотушкой! Вот уж поистине интересное занятие. Стучать по мясу в пакете весело и интересно: получаются разные звуки и… котлета!
Пообедать сейчас Василиса не хочет, а значит, мы примемся за котлеты по-киевски для папы! Малышка наблюдает за тем, как я разделываю мясо, периодически хватает кусочки и вертит в руках. Затем мы по очереди начинаем отбивать кусочки колотушкой! Вот уж поистине интересное занятие. Стучать по мясу в пакете весело и интересно: получаются разные звуки и… котлета!
Дальше больше: готовим кляр, я разбиваю яйцо ножом, а Василёк разделяет скорлупки и выливает содержимое в миску. Перемешиваем! Василиса мешает венчиком (но другой его стороной, к сожалению), пока я разогреваю сковороду и наливаю масло. Обваливаем котлетки в яйце, затем в муке и так несколько раз.
Яичная субстанция очень увлекательная!

Перемешиваем! Василиса мешает венчиком (но другой его стороной, к сожалению), пока я разогреваю сковороду и наливаю масло. Обваливаем котлетки в яйце, затем в муке и так несколько раз.
Дальше больше: готовим кляр, я разбиваю яйцо ножом, а Василёк разделяет скорлупки и выливает содержимое в миску. Перемешиваем! Василиса мешает венчиком (но другой его стороной, к сожалению), пока я разогреваю сковороду и наливаю масло. Обваливаем котлетки в яйце, затем в муке и так несколько раз. Яичная субстанция очень увлекательная! Перемешиваем! Василиса мешает венчиком (но другой его стороной, к сожалению), пока я разогреваю сковороду и наливаю масло. Обваливаем котлетки в яйце, затем в муке и так несколько раз.

Мука – это просто песня, Василёк увлечённо трясёт муку на стол, больше и больше, она уже вся в муке (к сожалению, фото этого чуда сделать не удалось, поскольку фотоаппарат не пережил бы участия в этом мероприятии). И, разумеется, под конец муку нужно попробовать на вкус – отличный опыт, по-моему.

Котлеты жарятся, мама убирается, Василиса моет руки, попутно пьёт воду, моет стакан и отправляется в комнату.

-7

Василиса и книжная полка

Я периодически заглядываю туда: малышка достала коробку с пазлами и открыла. Раньше она всегда просила меня помочь ей… И вторую открыла сама! Пытается собирать крупные пазлы.

Затем Василёк вбегает на кухню за своим маленьким стулом и везёт его через всю комнату в зал. Прикатывает стул к столику и снова пытается собирать пазлы.

Когда я заглядываю в следующий раз, малышка уже стоит на стуле перед книжной полкой и восхищённо достаёт одну книгу за другой. На её лице подлинный восторг, и глаза горят. Она видит меня и говорит: «Васииса книжку доскала!» Я одобрительно отвечаю: «Вот это здорово!» и иду домывать посуду. Раньше Василиса пыталась добраться до книг, не используя стул, по полкам, но этот опасный способ нами сразу пресекался. Несколько книг, которые её особенно интересовали, я выкладывала на нижней полке. Чтобы достать что-то ещё, ей приходилось просить нас. А оказывается, можно было просто поставить стул! Ведь это чувство, которое переживали во время своих открытий Ньютон и Эйнштейн, это бесценно.
Когда я заглядываю в следующий раз, малышка уже стоит на стуле перед книжной полкой и восхищённо достаёт одну книгу за другой. На её лице подлинный восторг, и глаза горят. Она видит меня и говорит: «Васииса книжку доскала!» Я одобрительно отвечаю: «Вот это здорово!» и иду домывать посуду. Раньше Василиса пыталась добраться до книг, не используя стул, по полкам, но этот опасный способ нами сразу пресекался. Несколько книг, которые её особенно интересовали, я выкладывала на нижней полке. Чтобы достать что-то ещё, ей приходилось просить нас. А оказывается, можно было просто поставить стул! Ведь это чувство, которое переживали во время своих открытий Ньютон и Эйнштейн, это бесценно.
Василёк смотрит детскую книгу о человеке «Главное чудо света» Г. Юдина.
Василёк смотрит детскую книгу о человеке «Главное чудо света» Г. Юдина.

Вечерний семейный досуг

Когда в 18:30 приходит с работы папа, Василёк и ему радостно сообщает о том, что у Василисы есть книжки и она сама их достала. Она снимает книги с полки, одну за другой, несёт их на диван и разглядывает картинки в них.
Когда в 18:30 приходит с работы папа, Василёк и ему радостно сообщает о том, что у Василисы есть книжки и она сама их достала. Она снимает книги с полки, одну за другой, несёт их на диван и разглядывает картинки в них.

В 19:30 мы выходим прогуляться на улицу, подышать воздухом. Василиса играет в песочнице, «готовит» и приносит мне песочный суп и кашу, и мы идём домой.

В 20:30 мы легко ужинаем, и папа берёт гитару. Василёк принимает участие в музицировании: танцует, повторяет слова песен и бренчит по струнам. Просит достать сверху барабаны-бонги и исполняет на них короткое «соло».
В 20:30 мы легко ужинаем, и папа берёт гитару. Василёк принимает участие в музицировании: танцует, повторяет слова песен и бренчит по струнам. Просит достать сверху барабаны-бонги и исполняет на них короткое «соло».
-12
Потом домашний концерт плавно перерастает в традиционную вечернюю игру «Догони меня, папа-волк» с акробатическими элементами. Увлекательный процесс не обходится без мокрых штанишек – заигралась. Малыш сама снимает их и носочки и относит в тазик. Надевать домашние штанишки и носочки она тоже умеет, но сегодня не хочет, просит помочь ей.
Потом домашний концерт плавно перерастает в традиционную вечернюю игру «Догони меня, папа-волк» с акробатическими элементами. Увлекательный процесс не обходится без мокрых штанишек – заигралась. Малыш сама снимает их и носочки и относит в тазик. Надевать домашние штанишки и носочки она тоже умеет, но сегодня не хочет, просит помочь ей.

Василёк не хочет позировать для фото, стоя на своей табуретке, перебирается на унитаз.

-14
Чтобы чистка зубов шла динамичнее, мы поём песню: «Аааа, в Африке реки вот такой ширины…»
Чтобы чистка зубов шла динамичнее, мы поём песню: «Аааа, в Африке реки вот такой ширины…»

Перед сном

В 22:30, выполнив вечерние гигиенические процедуры, мы ложимся в кровать. Папа читает всем сказку про Чёрную Курицу (честно говоря, это выбор родителей, мы ведь давно забыли, что эта книга есть на полке и решили освежить историю в памяти, а чудесные иллюстрации очень привлекают Василису), и все постепенно засыпают. Спим мы вместе на большом диване.
В 22:30, выполнив вечерние гигиенические процедуры, мы ложимся в кровать. Папа читает всем сказку про Чёрную Курицу (честно говоря, это выбор родителей, мы ведь давно забыли, что эта книга есть на полке и решили освежить историю в памяти, а чудесные иллюстрации очень привлекают Василису), и все постепенно засыпают. Спим мы вместе на большом диване.
Итак, резюмируя, скажу, что для меня Монтессори-метод — это, прежде всего, философия уважительного отношения к ребёнку, к его выбору, к его желанию или нежеланию что-то делать. Сейчас нашей крохе чуть меньше двух лет и она многого ещё не умеет и не может, но мы живём и действуем так, как подсказывает нам путь её развития. С другой стороны, она прекрасно развивается, проявляет инициативу к познанию и стремление учиться, а домашняя среда динамично меняется, подстраиваясь под маленькую хозяйку. Но самое главное, что учиться она хочет на практике, соприкасаясь с окружающей средой, пробуя свои силы, совершая ошибки. На мой взгляд, именно в этом заключается воспитание самостоятельности. Следовать за ребёнком и предоставлять ему полную свободу исследования мира – главная задача Монтессори-родителей.
Итак, резюмируя, скажу, что для меня Монтессори-метод — это, прежде всего, философия уважительного отношения к ребёнку, к его выбору, к его желанию или нежеланию что-то делать. Сейчас нашей крохе чуть меньше двух лет и она многого ещё не умеет и не может, но мы живём и действуем так, как подсказывает нам путь её развития. С другой стороны, она прекрасно развивается, проявляет инициативу к познанию и стремление учиться, а домашняя среда динамично меняется, подстраиваясь под маленькую хозяйку. Но самое главное, что учиться она хочет на практике, соприкасаясь с окружающей средой, пробуя свои силы, совершая ошибки. На мой взгляд, именно в этом заключается воспитание самостоятельности. Следовать за ребёнком и предоставлять ему полную свободу исследования мира – главная задача Монтессори-родителей.

Спокойной ночи!

Таков наш правдивый рассказ об одном дне из нашей жизни. К сожалению, не удалось отснять всё так планомерно, как хотелось бы, особенно в первой половине дня, когда мы вдвоём. Каждый из наших дней не похож на другой, он уникален и неповторим, и несёт в себе множество новых открытий и навыков.

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте новые статьи