Основоположник австрийского модерна Густав Климт умер в феврале 1918 года от пневмонии, которой предшествовал инсульт. Он единственный из поколения титанов венского модерна, кто ушел из жизни до эпидемии испанского гриппа, хотя и здесь все не так однозначно, поскольку до мая, когда началась эпидемия, грипп просто не диагностировали.
На мольбертах в мастерской Климта осталось несколько незавершенных работ, самая примечательная из которых, пожалуй, – портрет Марии Мунк. Дело в том, что прекрасная девушка, которую изобразил Климт, ушла из жизни еще в 1912 году, выстрелив себе в сердце.
Климт дружил с сестрами Сереной Ледерер и Аранкой Мунк (не приходящейся родственницей художнику Эдварду Мунку). А вот совпадение их девичей фамилии Пулитцер с фамилией основателя Пулицеровской премии вовсе не случайно, так как Джозеф Пулитцер был их дядей. Меценатство было в традициях этой семьи, и неудивительно, что Серена, вышедшая замуж за промышленника Ледерера, была одной из главных покровительниц Климта. Она приобретала его работы и даже выделила для их размещения две комнаты в доме.
Аранка вышла замуж за промышленника Мунка, и средняя из их трех дочерей, всеобщая любимица Мария, или просто Риа, влюбилась в богемного персонажа Ханса Хайнца Эверса, который считался поэтом, писателем, режиссером, но ни в одной из сфер особого успеха не достиг, зато обладал дурной славой повесы, развратника и наркомана, который, к тому же, был на 16 лет старше Марии. Об их связи стало известно обществу, их обручили, но вскоре Эверс расторг помолвку, сделав это к тому же со свойственным ему шумом. Риа не выдержала расставания и позора и покончила с собой.
Через год ее родители, отношения которых после скандала и потери дочери дали трещину, развелись. Но мать и тетя хотели увековечить Рию и заказали ее портрет Климту, которой не мог им отказать. Он написал картину «Рия Мунк на смертном одре», считающуюся одним из лучших образцов похоронного портрета. Но Аранка хотела большего и просила изобразить дочь живой и веселой. Тогда Климт написал стоячий портрет девушки в своем излюбленном стиле. Но и эта работа не понравилась заказчице, и художник, как считается, переделал картину, открыв героине грудь и написав другую голову, на сей раз балерины Иоганны Штауде. Так появился еще один шедевр, известный под названием «Танцовщица».
В конце 1917 года Климт приступает к третьей попытке, и теперь его работа удачна уже вне всяких сомнений. Она так понравилась Аранке Мунк, что после смерти художника та решила забрать ее даже в неоконченном виде.
При фашистах картины Климта спасли от гибели дочь Серены. Когда к ней пришли (а семьи Ледереров и Мунков были еврейскими), дочь, ссылаясь на явную симпатию художника к ее матери, заметную, например, на портрете 1899 года, и на ответную симпатию Серены к Климту, доказательством чему служили две комнаты, стены которых были увешаны его полотнами, заявила, что является внебрачной дочерью Климта. Несколько записок художника укрепили эту версию, и фашисты дочь Серены оставили в покое как полукровку.
А вот Аранка в 1941-м была отправлена в концлагерь, где и умерла. Картины с ее виллы были вывезены нацистами, но работавшие на них арт-диллеры, к счастью, не рвались подводить полотна Климта под категорию дегенеративного искусства, что привело бы к их уничтожению. Наоборот, они старались сохранить попавшие к ним почти даром работы, чтобы потом выгодно их сбыть. Так был сохранен и незаконченный портрет Марии Мунк, который сегодня можно видеть в музее австрийского Линца.
Иллюстрация 1: Густав Климт. Портрет Марии Мунк. 1917-1918. Масло, холст. 180х90 см. Музей Лентос, Линц, Австрия. Источник иллюстрации: Викимедиа
Иллюстрация 2: Густав Климт. Рия Мунк на смертном одре. 1912. Масло, холст. 50х50,5 см. Частная коллекция. Источник иллюстрации: The Athenaeum.
Иллюстрация 3: Густав Климт. Танцовщица. 1916. Масло, холст. 190х80 см. Частная коллекция. Источник иллюстрации: The Athenaeum.
Иллюстрация 4: Густав Климт. Портрет Серены Ледерер. 1899. Масло, холст. 188х83 см. Музей искусства, Базель, Швейцария. Источник иллюстрации: Викимедиа