Найти тему
Squared History

Опричники никогда не боролись с инакомыслием

Оглавление

Опричники никогда не боролись с инакомыслием. Странно это слышать? В 1565 году царь Иван Васильевич Грозный создал опричнину. Страх наполнил русское государство; чёрные одежды, смрад, стоящий от собачьих голов, привязанных к седлу, мётлы болтаются на излучине и напоминают хозяину, принимавшему этих гостей, что он, всего лишь, мусор, который они пришли вымести из русской избы. За любое не осторожно сказанное слово в адрес государя или его политики, особенно внешней, можно было получить у себя под окнами нежданных гостей-опричников. Разве ли это не борьба с инакомыслием? Всё не так как выглядит на первый взгляд.

Война двух систем.

Конечно, инакомыслие являлось поводом для появления на вашем пороге опричников. Но это никогда не являлось причиной их появления. Исторически сложилось так, что Московское царство, всякий раз сталкиваясь с западными соседями, было вынужденно прибегать к политике мобилизации и догоняющего развития. Так, на самом деле, было и с опричниной.

Ливонская война, которую Иван Грозный начал в 1558 году, шла достаточно успешно. Ливонский орден был полностью уничтожен в 1561 году, после того, как его основа - около 400 рыцарей - были расстреляны в столкновении с многотысячным русским войском стрельцами - без преувеличений, одним из передовых типов войск своего времени не только на Руси, но и во всей Европе.

Однако одержав победу над ливонцами, Грозный создал себе новую проблему. Поскольку, природа пустоты не терпит, вакуум, образовавшийся на месте Ливонского государства после его разрушения, молниеносно был заполнен; уцелевшие рыцари заключили договор с правителями соседних областей и земли Ливонского ордена были разделены между Великим Княжеством Литовским, Польшей, Курляндией и Семигалией. Все они организовали на вновь приобретённых землях небольшие рыцарские ордена. Вскоре в регион потянулось и шведско-датское рыцарство.

Европейское рыцарство серьёзным образом отличалось от русского войска. Оно имело собственную иерархию, собственные земли, владения, города, ремесленные центры, ордена не подчинялись общим законам и жили по своим правилам. И действовали ордена независимо от кого бы то ни было. И надо ли говорить, что такой тип военной организации значительно превосходил организацию войска московского царя, которое полностью зависело от финансирования из казны и подчинялось единому центру.

Психологически, западноевропейское рыцарство также превосходило русское войско. Московские помещики были стеснены царскими законами, их земля принадлежала им только до тех пор, пока они служат государю и в лучшем случае, они могли рассчитывать на несколько военных трофеев и сохранение жизни и права владеть поместьем. Рыцари из орденов мыслил куда масштабнее. Их не ограничивали никакие законы, кроме уставов собственного ордена, чьи владения, а значит и благосостояние всех братьев ордена, росли вследствие завоеваний. Собственно, Ливонский орден когда-то так и появился; тевтонские рыцари зачистили целую область от коренного населения - язычников-пруссов. Для духовно-рыцарских орденов война была Божьим промыслом, а обогащение, вследствие её - лишь признак божьего благословения. Говоря по существу, для них война, как проявление защиты веры, была смыслом всего существования. Для московитов наступательные войны были в новинку, они привыкли обороняться и война были не более чем бичом Божьим и вынужденной мерой.

Так что, вовсе не удивительно, что после 1561 года удачи русских войск прекратились, а в 1564 году московское войско было наг олову разгромлено коалицией рыцарских орденов. Тогда стало очевидно, что Ливонская война - не просто война двух соперников, но и война двух систем, в которой московская, ориентированная на приоритет государства, проигрывала. Нужно было искать решение.

Шоковая терапия Ивана Грозного

26 января 1564 года Шуйский потерпел разгром при чашниках. Случилось это по причине низкой мобильности манёвренности русского войска, при том, что рыцарское войско подобных изъянов не имело. На фоне бегства Курбского на сторону врага в 1563 году, это поражение произвело глубокое впечатление на всё русское боярство, и в верхах начался ропот; русские элиты сомневались в целесообразности продолжения войны, хотя когда-то именно они к этой войне царя и подтолкнули. На кону оказался авторитет лично царя Грозного, а Ливоснкая война из войны общегосударственной превратилась в его собственную войну, из которой если он не выйдет победителем, то потеряет всё. Решение было одно - провести военную реформу.

Грозный уже имел удачный опыт военного реформирования, и без сомнений, в трудную минуту, решил повторить успех. В 1550 году Грозный создал стрелецкое войско, которое очень положительно себя проявило уже в 1552 году при штурме Казани. Изначально, это был крупный отряд, один полк в 3,000 стрельцов, которым царь выделил под поселение и организацию быта Воробьёвскую слободу. Стрельцам было позволено в свободное время заниматься ремесленными промыслами и вести торговлю, имея за счёт этого солидную прибавку к жалованию. Похожу систему организации имели османские янычары - ещё одна угрожающая сила того времени.После удачного штурма Казани, Грозный расширил стрелецкое войско, которое позволило ему уверенно вступить на территорию Ливонии в 1558 году и разгромить цвет рыцарства в битве при Тирзене в 1561 году. Но к 1564 году рыцари сумели адаптироваться к тактике русских войск и разгромили передовое русское войско.

Рыцарские ордена являлись корпоративными феодальными военными организациями, функционирующими на постоянной основе и имеющими сильную мотивацию в виде присвоения 100% захваченного у врага имущества, и, развивающимися, при отсутствии всяческих ограничителей, таких как королевские законы, которые на них не распространялись. Иван Грозный был человеком мудрым, но боязливым. Он понимал, что если он не создаст аналогичную духовно-рыцарским орденам структуру у себя в Московии, вряд ли у него будет шанс одолеть этого врага. Итак, он приступил к новой военной реформе; в 1565 году он собрал мелких помещиков и служилых людей и утвердил опричнину.

При ближайшем рассмотрении, можно заметить, что опричнина была своеобразной калькой с рыцарских орденов. Все члены опричнины первым делом выводились из-под действия царских и государственных законов. Иерархия и уставы среди опричников были похожи на порядки, свойственные монашеским орденам - аналогичная основа была и у рыцарских орденов Запада. Вся добыча передавалась полностью опричникам, она на разделялась на государственные нужды, как происходило с той добычей, которую приносило царское государственное войско. Приучать своих рыцарей-опричников к новому порядку, заключавшемуся в том, что война - это личное, а не государственное обогащение за счёт ограбления (формула известная в Европе с раннего средневековья) Грозный начал, натравливая их на тех богатых людей, которых он подозревал в возможности измены. Всё-таки, Курбский, один из самых близких царю людей в его окружении - бежал.Так царь убивал двух зайцев сразу; подавлял панические и пораженческие настроения у себя в государстве и пытался сформировать военную структуру по организации и типу мышления похожу на рыцарские ордена Европы.

Хотели как лучше, а получилось, как всегда...

Он внимания Грозного, тем не менее, ускользнула одна деталь. Да и, в общем-то, заметить он её никак не мог, поскольку это нам с высот наших времени и осведомлённости это видно. Западноевропейское рыцарство сформировалось не за один год и даже не за один век. Это был долгий процесс, основанный на жёстком насаждении суровых догм Римско-католической церкви, чуждых православной Руси и формирование не менее жёсткими путями строгой феодальной дисциплины, с чем на Руси тоже знакомы никогда не были.

Оба явления достигли своего расцвета в Европе уже в на рубеже 11-12 веков, когда рыцарство отправившись в Святую Землю было готово завоевывать и уничтожать неверных, свято веря в то, что этим они смоют все свои грехи и попадут в Рай. На Руси же, с её православными традициями, всегда привыкли страдать за веру, воспевая культ мученичества. В Европе с этим покончили довольно рано, около 9 века, а после перешли к сугубо экспансионистской тактике. не малую роль в этом сыграл Карл Великий, который мечом и огнём крестил саксов, одолел аваров, противостоял венграм на востоке и сарацинам на юге. Римские Папы создали новый культ защитников веры - людей, которые, не задумываясь, уничтожат любого, кто отрицает догмы католичества или идёт вразрез с интересами Церкви.

Феодальная же дисциплина начала складыватсья ещё ранее, при деде Карла Великого - Карле Мартеле. В первой трети 8 века, в Европе уже была сформирована организация войска, подобная поместному войску, которая на Руси появилась только лишь в 15 веке. Разумеется, европейские феодалы за 7 столетий прошли долгий путь и их система организации войска значительно эволюционировала, превратившись в строгую иерархическую систему, называемую вассалитетом, которая фактически самоуправлялась, без всякого вмешательства королей; "вассал моего вассала - нем ой вассал" - король не мог отдавать приказов рыцарям своих графов, это могли сделать только графы. И именно отсутствие двух этих привычек и подорвало военную реформу Ивана Грозного под названием Опричнина.

Привыкшие творить бесчинства над беззащитным людом, опричное войско не вышло на защиту Москвы в 1571 году, когда войско крымских татар беспрепятственно подошло к стенам столицы и сожгло город. Внезапно выяснилось, что все пытки и мучения, которые потерпел люд, были напрасны, царь просто развёл бессмысленную и ничем не оправданную жестокость, получив в замен только разорённую страну и сожжённую Москву. Опричное войско не смогло вовремя собраться, поскольку авторитет царя по прежнему затмевал авторитет любого из смертных. Ну, а поскольку всякий опричник был выведен из-под действия общих законов и его мог судить только царь, то и не видел никто из опричников никакой нужды в том, чтобы слушать своих старших и отвлекаться от обогащения ограблением соотечественников. В 1572 году, разобравшись в ситуации, Грозный провёл серию казней высокопоставленных опричников и распустил несостоявшийся русский "рыцарский орден".