Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Орели Дюпон и Роберто Болле в балете «История Манон»

Роман аббата Прево, история кавалера де Грие и девицы Манон Леско, является одним из самых любимых в моей жизни, и этот балет для меня был одним из самых любимых, как для зрителя, так и для исполнителя. Потому с большим трепетом я всегда следил за всем, что происходило и происходит в мире с этим спектаклем. Он поставлен в 1974 году английским балетмейстером Кеннетом Макмилланом. Это вторая большая работа Макмиллана для Королевского балета. Музыка, на которую он решил ставить спектакль, была написана, конечно, не для балета. Выбрал он композитора Жюля Массне и, выбрав много-много разных произведений этого композитора: к операм, к инструментальным произведениям, попросил их оркестровать, составил сам либретто, сам его написал и поставил свой спектакль. Спектакль он назвал «Манон», потому что спектакль, в отличие от романа, не о кавалере де Грие, как писал аббат Прево, что это прежде всего роман в назидание молодым людям о том, чтобы они не вели такую праздную и беспутную жизнь. Кеннет Ма

Роман аббата Прево, история кавалера де Грие и девицы Манон Леско, является одним из самых любимых в моей жизни, и этот балет для меня был одним из самых любимых, как для зрителя, так и для исполнителя. Потому с большим трепетом я всегда следил за всем, что происходило и происходит в мире с этим спектаклем.

Он поставлен в 1974 году английским балетмейстером Кеннетом Макмилланом. Это вторая большая работа Макмиллана для Королевского балета. Музыка, на которую он решил ставить спектакль, была написана, конечно, не для балета. Выбрал он композитора Жюля Массне и, выбрав много-много разных произведений этого композитора: к операм, к инструментальным произведениям, попросил их оркестровать, составил сам либретто, сам его написал и поставил свой спектакль.

Спектакль он назвал «Манон», потому что спектакль, в отличие от романа, не о кавалере де Грие, как писал аббат Прево, что это прежде всего роман в назидание молодым людям о том, чтобы они не вели такую праздную и беспутную жизнь. Кеннет Макмиллан поставил свой балет именно о девушке, о ее метаниях, о ее переживаниях.

-2

Спектакль имел огромный успех и с тех пор, конечно, исполнялся и в различных труппах и разными знаменитыми и менее знаменитыми исполнителями, потому что этот спектакль любим всеми танцовщиками во всех театрах мира.

Что интересно, сам Кеннет Макмиллан начал ставить спектакль, прежде всего, с дуэтов главных героев: первая встреча, первое любовное объяснение и последняя встреча. И уже вокруг этих дуэтов он выстроил свой замечательный спектакль.

Спектакль оформил Николас Георгиадис. И если переносится этот балет, то, естественно, во многих театрах используется именно это оформление.

В Парижской опере этот спектакль идет почему-то не так, как в Англии – с названием «Манон», а именно «История Манон».

Тот спектакль, который вы посмотрите, непростой – это прощальный бенефис в карьере одной из главных звезд Парижской оперы – Орели Дюпон.

-3

Дело в том, что в стенах Парижской оперы существует правило, что все поступающие в труппу должны прослужить определенное количество лет. Раньше, до 2000-х годов, женщины служили до 40 лет, мужчины до 45. В 2000-х годах они свои правила изменили и сделали равноправие, для всех одинаковый возраст. Теперь они служат до 42 лет, а потом должны освободить свою должность. На самом деле этот закон очень четко соблюдается, и потому все те артисты, которые дослужились до этого ранга, имеют право на прощальный спектакль. Обычно артисты сами выбирают и спектакль, и партнеров, и дату этого спектакля.

Орели Дюпон выбрала «Манон» как один из самых своих любимых спектаклей и хотела его исполнить со своим знаменитым партнером, звездой Парижской оперы Эрве Моро. Но, к сожалению, Эрве получил травму, и тогда она пригласила итальянского танцовщика Роберто Болле.

Орели относится к поколению артистов, которые начали свою карьеру в кордебалете еще в эпоху Нуриева. Она была любима очень многими балетмейстерами, но для своего прощального бенефиса выбрала именно этот спектакль.

-4

Есть замечательные фотографии с ее последних поклонов, она мама двоих детей, где она на поклон вышла со своими двумя маленькими сыновьями.

На сегодняшний день Орели Дюпон возглавляет балетную труппу Парижской оперы. Это произошло относительно недавно, и она совершенно молодой директор.

Конечно, существует известный спор, кто лучше танцует английскую хореографию: французы или англичане? Фредерика Аштона и Кеннета Макмиллана нужно смотреть в «Ковент-Гардене», потому что они очень скрупулезно исполняют свою хореографию, соблюдая все заветы, со своеобразным чувством юмора. Юмор английского балета и театра, он очень сильно отличается от юмора многих театров.

-5

Но сам спектакль «Манон» мне всегда гораздо больше нравился именно в исполнении Парижской оперы, потому что во втором акте есть очень большая сцена, которая проходит в публичном доме, куда приходит кавалер де Грие, ища утешения от того, что его покинула Манон, где он ее и встречает. Вот эта сцена, на мой взгляд, как она исполняется француженками, она не может быть исполнена никем. Это исполняется с определенным шармом, попадает в эпоху XVIII века очень органично.

Потому, я с большим удовольствием приглашаю вас посмотреть один из моих самых любимых спектаклей – балет «Манон» в постановке Кеннета Макмиллана на музыку Жюля Массне.