О чем может рассказать фотография. Это для практикума начинающим журналистам. Шахтеры шахты "Усинская" в Новокузнецке празднуют двухмиллионную тонну угля, выданную на-гора.
В Кузбассе всегда была традиция гордиться угольными рекордами. Уголь всегда доставался трудно: на каждом угольном предприятии своя уникальная геология. Это не завод - поставил типовую конвейерную линию, отладил и начал "штамповать" детали! Тут все иначе - каждая лава, забой уникальны и требуют высочайшего мастерства целой армии узких специалистов. Для механизированной добычи в мире существовало очень мало предприятий, выпускающих комбайны, клети и другое оборудование. Оно хоть и было в основе своей типовое, но всегда "затачивалось" под нужды конкретного добычного участка.
Сам труд шахтеров - что об этом писать! это же каждый день - путь на работу без гарантии вернуться живым. Как правило, шахта была основой горняцкого поселка. Вокруг нее жили те, кто или работал на самой шахте, или обеспечивал ее работу. Все знали: если на шахте план не выполняется, значит не будет премий, подшефные школы и детские сады не получат игрушки или новые отремонтированные классы, меньше отремонтируют дорог, домов... И все также, знали, что шахта идет на план или на рекорд. Когда шахта выполняла план, особенно, досрочно, на копрах зажигались звезды. Это был праздник! Поэтому, двое довольных горняков на фото - это дань традиции, неотъемлемая часть горняцкого труда.
Но... В 1988 году в Кузбассе было добыто 159 млн тонн угля - рекорд за всю советскую историю! А уже в следующем году шахтеры объявили ту самую знаменитую забастовку. В магазинах пропали мыло, колбаса, предметы первой необходимости. И это при том, что в Кузбассе, в отличие от Новосибирской, Томской области и других советских регионов, никогда не было пустых полок. Но, шахтеры бастовали не из-за колбасы - они требовали справедливости! Уголь в советские времена давал стране много валюты, наравне с нефтью и газом.
В 2017 году Кузбасс дал 241 млн. тон угля! Тоже надо радоваться. Но тут вопроса о справедливости не возникает. А зря. Угольщики забрались в заповедные места, весь Новокузнецк окружен "ямами", идет хищническое уничтожение всего и вся! Регион деградирует. Казалось бы, в полтора раза увеличилась добыча, денег должно быть больше, жить стало лучше, налогов больше... Но все деньги - в офшорах. Ни Кузбассу, ни России, ни самим шахтерам, получающим мизерную плату за свой труд от этих рекордов ничего практически не достается. Хотя, двухмиллионная тонна, выданная на-гора - для них это по-прежнему, праздник. Это единственное, что осталось от прежних горняцких традиций, что нещадно эксплуатируется нынешними собственниками, набивающими их трудом, потом, кровью, жизнями свой кипрский или лондонский карман.
Порадуемся за горняков, совершивших очередной трудовой подвиг. Они, действительно рады. Но еще больше радуются владельцы шахт. И это то, о чем тоже нужно писать юному журналисту, побывавшему на этом праздничном мероприятии. Так вот и живем!