В Китае в Синцзяне расположены так называемые «центры профессиональной подготовки» для уйгуров и других мусульманских меньшинств, которые на самом деле работают как «концлагеря во время войны», пишет Independent. При чем по данным издания, в последнее время этому приходит все больше подтверждений.
Итак, до одного миллиона уйгуров и представителей других нацменьшинств были помещены в лагеря для интернированных в Синьцзяне, говорится в докладе правозащитных групп, в том числе и ООН.
В то же время власти Китая заявляют, что все эти лица были задержаны за незначительные правонарушения, и в «центре профессиональной подготовке» они смогут пройти переобучение, что впоследствии пойдет на пользу прежде всего самим заключенным.
По оценкам уйгурских активистов, в этих концлагерях может находится до 3 млн человек, о чем рассказал независимый журналист Amnesty International. С его слов, масштабы настолько велики, что в новейшей истории Китая такого еще никто не видел, а потому пора начинать выражать озабоченность по поводу того, что эти лагеря, именуемые Китаем как центры по профподготовке, на самом деле работают как концентрационные лагеря.
Эксперт также приводит данные о сообщениях некоторых экс-заключенных, которые рассказывали, что во время нахождения в этих лагерях они обязаны были посещать уроки политического перевоспитания и петь политические песни. Ранее также поступала информация о том, мусульман заставляли отрекаться от ислама, и присягать на верность коммунистической партии.
Новые подобные сообщения о жизни в «концлагерях» приходят редко, в основном потому, что после выхода оттуда люди сильно напуганы, и из-за этого предпочитают не распространяться о том, что на самом деле там происходит, потому что китайские власти контролируют все, вплоть до журналисткой деятельности, рассказывает директор Human Rights Watch Софи Ричардсон. В этот регион, по крайней мере теоретически, у журналистов доступ есть, однако что они могут сделать, когда и без того строгие правила становятся все жестче. О ситуации в Синцзяне знают многие, но новые данные с ее слов, получить невероятно трудно.
Многие из диаспоры боятся говорить об этой проблеме, потому что их семьи живут в Китае, а потому они переживают, что это может отразиться на них, говорит Ричардсон.
Кроме того с ее слов, тем, кто находился в этих лагерях сложнее выехать из Китая, так как власти часто отказывают им в выезде за пределы страны, и это может говорить о том, что им есть что скрывать.
Также Ричардсон отмечает, что существует и проблема исламофобии, и власти Китая способствуют обострению этой проблемы, ссылаясь на заявление о том, что Синьцзян наводнен террористами, и правительство лишь следует стратегии борьбы с терроризмом и экстремизмом, как и многие другие.
В пользу того, что центры профподготовки работают как концлагеря говорит и то, что раньше власти полностью отрицали, что в стране есть лагеря для интернированных, а позже признали их, и сказали, что они используют их для граждан, допустивших мелкие правонарушения, чтобы те могли пройти обучение для дальнейшего трудоустройства.
Международная реакция сейчас несколько пассивная относительно этой проблемы, но все же критика нарастает.
Ричардсон подчеркивает, чтобы если бы любое другое правительство проводило бы такую политику против миллионов мусульман, Совбез ООН давно бы просили о разбирательстве, но вот с Китаем все намного сложнее.
На прошлой неделе был направлен запрос китайским властям на доступ в Синьцзян, чтобы проверить тревожные сообщения, рассказала Верховный комиссар по правам человека Мишель Бачелет на пресс-конференции в Женеве. Запрос был отправлен на следующий день после того, как уполномоченный Германии по правам человека Барбел Кофлер заявил, что Китай запретил ему посещать регион, и добавил, что потрясен сообщениями о том, что там происходит, и хочет лично разобраться в ситуации, а потому намерен и дальше настаивать на том, чтобы ему разрешили посетить Синьцзян как можно быстрее.
Все это происходит на фоне заявлений более одного миллиона китайцев о том, что их отправили жить рядом с уйгурскими мусульманскими семьями, чтобы контролировать, придерживаются ли они исламских или непатриотичных убеждений. А американский эксперт Даррен Байлер сообщил, что китайским гражданам было поручено выявлять признаки приверженности их к Исламу, наблюдая например за тем, постятся ли они в Рамадан, или есть ли в их домах Коран.
Вчера Новостной Терминал писал о том, что протесты в Венгрии против правительства премьер-министра Виктора Орбана приобретают все большие масштабы.