В Московской филармонии исполнили «Германика в Германии» — большую оперу композитора Никола Порпоры.
Долгое время Порпору вспоминали преимущественно как наставника Гайдна, преподавателя двух самых известных кастратов — Фаринелли и Кафарелли. И еще немного, как того, кто активно соперничал с великим Генделем.
И вот в последние годы все чаще Порпору начинают переоткрывать как композитора.
Его «Германик» — невероятно странный.
Все написано, как должно, как следует, по-правильному. Кажется, что нет никаких различимых новаций. Но! Три часа музыки. Почти вся в мажоре. И вся в неистовых быстрых темпах. Медленные фрагменты можно перечесть по пальцам одной руки. Даже если у вас на ней по каким-то причинам осталось всего два пальца.
Произведение, которое пусть и не превосходит Генделя, но, как минимум, выходит за рамки итальянского барокко.
И есть в музыке Порпоры одно грандиозное качество.
Сразу понимаешь, что композитор был увлечен и очарован человеческим голосом. Голос — его беспроигрышная специализация. Музыка в опере словно и нужна только для того, чтобы продемонстрировать техническое мастерство певцов. А с певцами композитор работал для своего времени самыми выдающимися.
И если бы вчера Порпора воскрес и пришел в Концертный зал им. Чайковского на своего «Германика», он бы преисполненный чувством спокойствия умер снова.
Макс Эмануэль Ценчич
В титульной партии — Max Emanuel Cencic. Собранный и напряженный, каким в Москве его еще не видели. Тактичный в яростных пассажах. Дьявольский в редкие минуты нежного лиризма. И во всю мощь демонстрирующий свое нетипичное для контртеноров тембральное богатство.
Юлия Лежнева
В первой арии заставила поволноваться. Но потом... С фантастическим техническим мастерством и невероятным владением голоса подчинила себе все бравурное изобилие музыки, особенно беспощадной к ее партии Эрсинды.
Хаснаа Беннани
Полная даже в лирические моменты непробиваемой бравады Hasnaa Bennani уверенно вела за собой армии. И за ней сложно не пойти! Как вдруг, едва ее Цецину одолевают невзгоды, голос становится небывало хрупким и уязвимым.
Диляра Идрисова
Не знаю, как это выразить. Но никогда прежде не встречал такого культа порядочности в пении. Свою полную решимости и самоотверженности героиню Росмонду Диляра выводит с невероятной деликатностью. С деликатностью, в которой находят место и авантюрные украшения, сделанные с неизменным вкусом.
Ньян Ванг
И наконец Nian Wang, сочетающая в своей партии Арминия какую-то гальваническую точность с лучезарной чувственностью.
Абсолютно великолепный состав!
Исполнение, которое (если вас не спугнут 3 часа музыки стремительных темпов) надолго останется в памяти как один из лучших моментов в жизни.
В опере есть и тенор — György Hanczár, но он стал единственным, кому Порпора не поддался. Однако, не стоит волноваться. У него очень эпизодическая роль. И он ее честно отрабатывает. Так что общего впечатления не портит.
Поначалу казалось, что оркестр Сapella Сracoviensis под управлением дирижера Jan Tomasz Adamus начал слишком сдержанно. Не хватало какого-то драйва. А потом, спустя полтора часа этих бешеных темпов, стало ясно, что только так и нужно. Иначе их выдержать было бы невозможно. Очень умная работа со сложной партитурой. Сложной, как для исполнения, так и для восприятия.
К счастью, все происходящее транслировалось онлайн.
И есть все основания надеяться, что полная видеозапись совсем скоро появится тут: https://www.meloman.ru/concert/porpora-germanik-v-germanii/
Но, если этого не случится, как минимум, все highlights я постарался вырезать и приложить к оригинальному посту в фейсбуке.
Только имейте в виду три вещи:
1) Прямо во время исполнения у солирующей барочной валторны что-то повредилось. И она звучит очень плохо. Не часто, но очень плохо. Не надо грешить на исполнительницу. Это аутентичный, старинный инструмент, на котором крайне сложно играть. И вот есть у аутентичных инструментов такая особенность — они хрупкие, капризные и непредсказуемые. Как исполнительница ни пыталась продуть и прочистить ее, так все три часа эта валторна звучала, как ей было угодно.
2) В трансляции нет субтитров. Их в зале включили только со второго акта. И для многих это тоже стало негативным моментом. Но это разовое исполнение. Приятно удивлен, что субтитры вообще кто-то пытался сделать под один вечер. Для оперы, которая вряд ли в ближайшие много лет прозвучит в России опять. Да и, честно признаться, в данном случае они совершенно не важны. Сюжет такой, что в концертном исполнении даже с субтитрами не сразу разберешь, кто кому кем приходится и что вообще происходит.
3) И да. Это концертное исполнение. Не такое, как на «Вершинах барокко» обычно, театрализованное. А самое, что ни на есть традиционное. Стоят, поют. О голосе думают. О драматической убедительности не сильно. Разве что кроме Лежневой. В актерской работе она оказалась внушительно впереди всех.
Других «недостатков» у этого исполнения нет.
Да и в «недостатках» есть своя красота. Несовершенства, которые оттеняют совершенное.
Если же вас эти особенности пугают, то, пожалуйста, знайте, что концерт проходил в поддержку вышедшей в прошлом году пластинки — первой полной записи оперы Порпоры в истории. Там и валторна благодушна. И буклет есть. И она точно для истории сохранится в лучшем виде.
Найти ее можно тут: https://itunes.apple.com/us/album/porpora-germanico-in-germania/1306448264
Или тут: https://music.yandex.ru/album/4949258/track/37848522
Однако живьем в КЗЧ все прозвучало значительно лучше и импульсивнее. Несмотря на.
Всё.
Больше не отвлекаю.
Приятного прослушивания!
___________
Видео, фото, обсуждение и комментарии: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/565658153883092
Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram: https://t.me/inner_emigrant