В нашей стране Свидетели Иеговы не запрещены, как я понимаю, поэтому они до сих пор могут свободно проповедовать, чем периодически и занимаются. За свою жизнь я сталкивался с ними трижды: два раза в студенчестве и один раз года три-четыре назад, когда они решили обратить в свою веру мою бабушку – затея в высшей степени бессмысленная, т.к. для нее любые отклонения от классического православия сродни всем смертным грехам вместе взятым. Но давайте по порядку.
Где-то в начале 2000-х мы собрались с несколькими товарищами в парке, чтобы просто расслабиться и попить пивка. Тогда это еще не запрещалось законом, да и мы вели себя чин чином, не устраивая пьяных дебошей или чего-то подобного. Сидели мы долго, кто-то приходил, кто-то уходил, в общем, обычная студенческая тусовка на свежем воздухе. Т.к. единственная мусорка поблизости очень быстро переполнилась, пустые бутылки мы просто ставили рядом с ней на землю, и в какой-то момент их собралось ну просто огромное количество, и именно они, как я понял, привлекли к нашей компании незваных гостей.
Но не бомжей, иногда просящих, а иногда внаглую требующих оставить им бутылочки, словно на них кто-то посягал, а молодых парня и девушку, наши ровесников. Было видно, что парень чувствует себя неуютно, а вот девушка не стесняясь сделала замечание, что мы, мол, ведем себя недостойно. Я позволил не согласиться, потому что, повторюсь, никаких законов мы не нарушали, а единственное неудобство, которое могли доставить окружающим – громкий смех. Но дело происходило в парке, а не под чьими-то окнами, так что… Ну, вы поняли.
Но девушка была непреклонна и принялась рассуждать о злоупотреблении алкоголем и его вреде, причем подавалось это настолько раздражающим менторским тоном, словно она отчитывала несмышленого ребенка. Не желая вступать в конфликт, я отшутился, что, типа, давай с тобой в другой раз встретимся, тогда все это мне и расскажешь (да и девушка была симпатичная, чего скрывать), на что она ответила… согласием (мое сердце забилось чаще), а затем вытащила из рюкзака какой-то буклетик, всучила его мне со словами «Внутри есть вкладыш с адресом» и была такова, чуть ли не за руку утащив за собой своего молчаливого спутника. Я слегка офигел, но стоило взглянуть на буклетик, как вопросы отпали сами собой: «Хотели бы вы узнать истину?» – назывался он, и про такую литературу я уже был наслышан. Скрутив его в трубочку и запихав в пустую бутылку, я выбросил из головы и происшествие, и ту симпатичную девчулю, забыв о Свидетелях Иеговы на пару лет.
В следующий раз судьба свела меня с ними через пару лет, в 2004 году, когда в кинотеатрах показывали «Страсти Христовы». И как раз возле кинотеатра я назначил встречу с подругой, хотя на фильм идти мы не собирались, и именно возле кинотеатра ко мне подошла бабулька лет 60-и с охапкой журналов в руках. К тому моменту я уже давно обратил на нее внимание, потому что она подходила ко всем, кто стоял рядом с к/т и всучивала им свои журналы, и я очень надеялся, что избегу той же участи, т.к. всегда испытываю неловкость, когда приходится выбрасывать какие-то рекламные буклеты и прочую мишуру, навязанную промоутерами. Но это оказались не рекламные буклеты, а очень даже журнал «Сторожевая башня», выпускаемый Свидетелями Иеговы. К чести бабульки нужно сказать, что она была предельно вежлива и учтива, «здраствуйте-до свидания», «возьмите, пожалуйста», «извините» и вот это всё. От журнала я в итоге отказался, а она и не настаивала, на этом наши пути разошлись.
Сошлись снова они года три-четыре назад с традиционным звонком в дверь и двумя милыми женщинами, предложивших поговорить о Боге. Бабушке. Хех. Бабушка, не ожидавшая подвоха, с радостью согласилась, но, как человек подозрительный, уже через несколько минут задала уточняющие вопросы, а услышав о конфессиональной принадлежности своих собеседниц, велела им убираться к такой-то матери. Я за всем этим наблюдал со стороны и немало веселился, если честно, т.к. сразу просек куда дует ветер. Свидетельницы были вынуждены ретироваться, а для бабули это еще на несколько дней стало самой горячей темой для обсуждения со всеми подряд №1. До этого любимой религиозной историей бабули был опыт общения с баптистами еще в детстве, и с каждым новым рассказом эти протестанты подвергались все большей и большей демонизации в ее воспоминаниях.
Но знаете, что обиднее всего? Я, как человек некогда активно изучавший труды великого антиклерикального тролля Лео Таксиля, периодически думаю о том, что было бы здорово подискутировать на религиозную тему с какими-нибудь упертыми фанатиками. Но как только такая возможность выпадает, я забываю ею воспользоваться. А тем временем это не просто досужая забава, как может показаться на первый взгляд, потому что понимание мотивов и взглядов других людей (любых людей) существенно облегчает общение с ними. Например, у меня был коллега-ортодоксальный иудей, очень интересно, понятно и круто рассказывавший о своей вере и ее нюансах, что позволило взглянуть по-новому на целую нацию, отбросив анекдотичные стереотипы и т.д.
В общем, мораль в том, что с людьми нужно общаться, даже если ваши точки зрения на что-то не совпадают. Точнее, тем более, если они не совпадают. Хотя, конечно, в семье не без урода, и с отдельными представителями совершенно любых социальных, религиозных и прочих групп, лучше вообще никогда не пересекаться. Ну, как-то так.
Кстати, я знаю куда более занимательную историю о Свидетелях Иеговы, но произошла она с моим другом, так что, прежде чем поделиться ею с вами, я спрошу у него разрешения.
На связи.