Начать стоит с того, что "Аквамен" - один из самых нетипичных супергероических фильмов из всех, что мы видели. Он не использует марвеловские шаблоны становления героев, он не идет по протоптанным тропинкам, он не пытается как-то схалтурить или выкрутиться, и даже когда в нем что-то не работает, нельзя отказать создателям в попытке сделать нечто действительно оригинальное. Режиссер Джеймс Ван создает целый фэнтези мир с богатой историей, несколькими народами и высочайшим уровнем детализации. Сам Артур Карри или Аквамен конечно занимает центральное место в повествовании, но именно ради этого невероятного, безумно красивого мира, невиданного прежде на большом экране, но сравнимого с красотой и могуществом космоса, на фильм стоит пойти в кино. Такого визуального ряда зритель не видел, пожалуй, со времен самого "Аватара".
Джеймс Ван не преувеличивал, когда говорил, что ему приходится работать с очень сложной системой тросов, на которых актеры должны выполнять различные трюки, как будто они находятся под водой. В этом фильме все выверено настолько точно, что ни разу за все два с лишним часа не возникает ни малейшего сомнения в том, что действие действительно разворачивается в океане. При чем зачастую эту иллюзию подпитывают небольшие детали вроде зафиксированных причесок, которые все равно еле заметно колышутся под потоком воды, или как люди, привыкшие находиться в воде, приобретают резкость движений на суше. И таких примеров и находок очень много, благодаря чему Вану удается заставить зрителя поверить в этот мир, несмотря на всю его фантастичность.
Однако даже помимо всего этого различные подводные миры потрясают своей необъятностью и искрящейся как Новогодняя елка красотой (может все-таки не зря фильм выпустили в декабре). От переливающихся в преломленном свете костюмов до внушительных декораций, от доисторических животных до обезображенных тварей, от полностью созданных на компьютере подводных пространств до снятых в реальных местах одновременно аутентичных и припорошенных кинематографической магией локаций, картинка в этом фильме требует просмотра на самом большом экране, который вы можете найти. "Аквамен" - один из тех редких фильмов, которые если не увидеть в кинотеатре, то потом нет смысла смотреть дома.
Так что же тогда подводит столь воспеваемый мною фильм? К сожалению, Ван ничего не может поделать с очень недалеким и тугодумным сценарием, с кривыми диалогами, плохо работающими шутками и такой очевидностью всех "неожиданных" поворотов, что по-настоящему оценить их смогут лишь дети. Особенно ярко это проявляется в сюжете с Черной Мантой, которого превратили в одного из самых глупых злодеев в истории кино. При этом история, ее последовательность, развитие и кульминация в одной мега-эпичной битве пяти армий, держит внимание зрителя, а главный герой по всем законам драматургии проходит путь от боящегося принять на себя ответственность обычного человека до короля и, главное, героя.
Не спасает фильм и то, что большая часть его актерского состава не умеет играть. Джейсон Момоа очень старается, но его харизме приходится проделывать всю работу. Драматические сцены в его исполнении выглядят по меньшей мере безжизненно. Да, он отлично смотрится в кадре, но как только открывает рот... Пиши пропало. Эмбер Херд в роли Меры держится немного лучше Момоа. Она кажется поопытнее, но ее крутые суперсилы опять же заставляют полюбить персонажа больше, чем все остальное.
Огромное спасибо стоит сказать злодею Патрика Уилсона, который не только шикарно смотрелся на экране, но также смог передать всю многогранность его характера. Всего лишь в паре мимолетных взглядов и одной легкой улыбке Уилсон не только убедил меня в оправданности действий своего персонажа, но и заставил меня зауважать его короля Орма. Николь Кидман преступно мало в этом фильме, но она сияет на экране, особенно в начале фильма, который подарил ей улетную экшен-сцену.
Несмотря на все минусы, "Аквамен" получился одной из лучших экранизаций комиксов именно благодаря амбициозности Джеймса Вана. Его виденье этого героя, столь верное комиксам и столь революционное, особенно в третьем акте (серьезно, это одна из самых эпичных битв в истории кино), подарило нам фильм, который надо лицезреть на большом экране. Возможно он немного туговат в диалогах, немного тяжеловат в подаче посыла, немного дубоват в актерском исполнении, но эти шероховатости можно простить блокбастеру, с просмотра которого выходишь в приподнятом настроении и от которого невозможно желать большего.