Тема промышленной кооперации Белоруссии и России неоднократно называлась чиновниками обеих стран одой из приоритетных в проблематике двухсторонних отношений. Однако, как показывает практика, говорить о том, что Минск и Москва сделали по-настоящему серьезный шаг в сторону углубления производственной кооперации, по-прежнему рано.
Движение в этом направлении, конечно, происходит. Например, недавно стало известно, что белорусские и российские инженеры изобрели принципиально новый двигатель на газомоторном топливе, а первый трактор с ним уже прошел первую стадию испытаний. По информации госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты, в создании новинки участвовали специалисты Минского тракторного завода и Татарстана, которые работают на совместном предприятии «МТЗ-Татарстан».
Примечательно, что подобные разработки ведутся в Белоруссии уже не первый год, а результаты были представлены в нынешнем году, в том числе и Александру Лукашенко во время его посещения ОАО «Гомсельмаш». Речь в данном случае идет о зерноуборочном комбайне КЗС-4118К «Полесье» на газомоторном топливе, который, по мнению специалистов, пусть и несколько дороже в сравнении с традиционными аналогами, но позволяет значительно экономить на стоимости топлива.
Интерес к указанной выше белорусской разработке со стороны российских партнёров оказался неподдельным, так как природный газ обходится в 2-3 раза дешевле, чем бензин или дизельное топливо и, соответственно, позволяет снижать затраты на уборку и себестоимость зерна. Не случайно Министерство сельского хозяйства Иркутской области, в которой по плану социально-экономического развития региона на 2019-2023 годы запланирован перевод части транспорта на газомоторное топливо, заключило соглашение о сотрудничестве с «Гомсельмашем», согласно которому «предусматриваются основные условия взаимодействия по обеспечению сельхозпроизводителей Иркутской области сельхозтехникой». В частности, была оговорена поставка «в одно из хозяйств региона зерноуборочного комбайна КЗС-4118 для полевых испытаний в уборочном сезоне 2019 года».
Кроме того, в будущем году в Ярославской области планируется перевод пассажирского автопарка на использование газомоторного топлива, а руководство региона проявило серьезную заинтересованность в совместных с белорусскими партнерами разработках в данной области.
Такие факты роста интереса к развитию газомоторного транспорта в России и Белоруссии только подтверждают перспективность подобных разработок, особенно в свете усиления в мире борьбы за экологическую безопасность транспорта и сокращение вредных выбросов в атмосферу. И в таком случае при расширении совместной работы над газомоторной техникой у белорусских и российских предприятий – при условии их более глубокой кооперации, несомненно, появятся шансы для выхода на мировой рынок.
Стоит отметить, что проектов, подобных вышеописанному, между двумя странами сегодня немало: например, совместное белорусско-российское предприятие «Брянсксельмаш», производство тракторов BELARUS на Череповецком литейно-механическом заводе, выпуск сельхозтехники, автопогрузчиков, техники для лесозаготовки и других машин на основе белорусских конструкторских разработок в рамках машиностроительного кластера в Вологодской области и т.п. Немало, но все-таки не столько, сколько хотелось бы.
При этом на Пятом форуме регионов Белоруссии и России Александр Лукашенко заявил, что «практически в каждом белорусском изделии, будь это трактор, большегрузный или автомобиль, бытовой прибор, есть российский компонент». По его словам, сегодня «более 8 тысяч предприятий двух государств связаны производственной кооперацией»: в Белоруссии существует около 3 тысяч организаций с российским уставным капиталом, а в РФ – порядка 50 совместных сборочных производств. И все это, как считают чиновники двух стран, рано или поздно приведет к серьезному прогрессу в процессе углубления промышленной кооперации Белоруссии и России. По мнению нового посла РФ в Белоруссии Михаила Бабича, «все нацелены на то, чтобы сформировать перечень приоритетных инвестиционных, совместных проектов, чтобы Союзное государство действительно имело общий промышленный потенциал, общую систему кооперации».
Однако, несмотря на столь оптимистичные заявления, необходимо признать, что сегодня ситуация далека от идеальной. Как отмечает большинство аналитиков, в настоящее время процесс промышленной кооперации в рамках Союзного государства идет довольно медленно и в основном ориентирован на региональные связи, а не на крупные межгосударственные проекты. Об этом в том числе свидетельствует и провал пяти крупных интеграционных проектов, о которых Минск и Москва говорили еще несколько лет назад. Речь в данном случае идет о создании холдинга «Росбелавто» на базе МАЗа и КамАЗа, интеграции белорусских «Интеграла» и Минского завода колесных тягачей со структурами госкорпорации «Ростех», а также «Пеленга» с «Роскосмосом» и попытке слияния ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим».
Увы, ни один из этих проектов не был реализован по разным причинам, в том числе и из-за невозможности прийти к консенсусу по вопросам оценки тех или иных активов. При этом еще в прошлом году правительства РБ и РФ снова заговорили о необходимости вернуться к их обсуждению. Как отмечал в апреле Г. Рапота, «в течение последних двух лет ведутся интенсивные консультации на уровне правительств двух стран об этих пяти проектах» и сегодня «речь идет о поиске новых форм взаимодействия».
Более того, еще в феврале президенты поручили правительствам вновь предложить по три новых интеграционных проекта с каждой стороны. Российская сторона – то, что имеет отношение к нефтехимии, добыче нефти и газа, рассказывал тогда бывший вице-премьер, а ныне посол Белоруссии в РФ Владимир Семашко. Белорусская же – четыре проекта, среди которых «МАЗ – ГАЗ», «Пеленг» – «Роскосмос», «Интеграл» – «Росэлектроника» и некий проект по «Гродно Азоту», в котором планировалось построить новый завод при участии российских инвесторов. К сожалению, все эти предложения по-прежнему остались на бумаге, а чиновники двух стран предпочитают не вспоминать о своих недавних заявлениях.
Как считают экономисты, нынешняя сложность в наращивании сотрудничества Белоруссии и России в рамках ЕАЭС и СГ по линии промышленной кооперации связана с тем, что российское присутствие в белорусской экономике обеспечено не столько активностью капитала, сколько местным государственным сектором. Именно из-за противоречий коммерческих интересов и форм интеграции и провалились попытки интегрирования в ведущих отраслях двух стран (МАЗ и КамАЗ, «Беларуськалий» и «Уралкалий» и т.п.), так как они практически не стимулировали поиск новых форм промышленной кооперации, несмотря на огромный потенциал интеграционных возможностей в рамках ЕАЭС и СГ.
К тому же, как правило, интересы Белоруссии, где в машиностроении и прочих отраслях промышленности господствует государственный сектор, всегда отличались от российских. Об этом, например, можно судить по многочисленным заявлениям белорусских чиновников, которые предлагают не создавать дублирующие предприятия в России, а пользоваться производимой в Белоруссии продукцией.
Например, в сентябре А. Лукашенко на совещании с членами правительства, где обсуждались итоги прошедших переговоров с Владимиром Путиным, отмечал, «что не видит необходимости создавать в России дублирующие производства и выступает за кооперацию в промышленности». При этом он привел в пример «БелАЗ», где производятся автомобили большой грузоподъемности, отметив, что подобное предприятие создавать в России «нет необходимости».
В то же время в РФ, как и иных странах ЕАЭС, все большее значение приобретает частный капитал, для которого вопросы политического и социального характера находятся на втором плане, а главным становится проблема получения прибыли и повышение конкурентоспособности продукции. И в этом плане зачастую завышенные требования белорусской стороны, в том числе и социального характера, не всегда являются приемлемыми для партнёров, что только тормозит процесс кооперации. Российскому бизнесу порой проще создать новое предприятие, чем идти на условия белорусских чиновников, как и случилось с проектом продажи «Гродно Азота»
Кроме того, как уже указывалось выше, экономическое сотрудничество между Россией и Белоруссией слабо представлено в крупных, значимых для экономики обоих партнеров отраслях промышленности (например, в нефтепереработке, нефтехимии, машиностроении и приборостроении, легкой и обрабатывающей отраслях) и сконцентрировано на региональных связях. Если проследить динамику последних лет, то наиболее серьёзных результатов достигло взаимоотношение именно на региональном уровне – между отдельными предприятиями и областями двух стран. На государственном же уровне все происходит крайне медленно.
В связи со сложившейся ситуацией ряд экономистов считают необходимым уделить особое внимание развитию не только промышленной, но и научно-технической кооперации, как в рамках СГ, так и ЕАЭС. Более того, несмотря на требования руководства Белоруссии создавать в республике производства так называемого полного цикла, что сегодня практически невозможно и не выполняется ни в одной отдельной стране мира, белорусским предприятиям жизненно важно в условиях сложности доступа к новым технологиям вступать в кооперационные связи со всевозможными партнерами. Это, в свою очередь, даст дополнительную возможность получить доступ к внешним ресурсам, в том числе технологическим знаниям и различным ноу-хау.
Учитывая тот факт, что страны Евросоюза, как и США не предоставляют Белоруссии такой возможности, у Минска практически не остается иного варианта, как искать подобные связи на просторах ЕАЭС, либо обращаться к Китаю. Однако во втором случае следует помнить, что китайские технологии в большинстве случаев представляют собой копии копий западных образцов и на порядок ниже, чем те, которые необходимы для успешного конкурирования на современных рынках. Следовательно, необходимо создание собственных евразийских инструментов, которые бы позволили предприятиям Белоруссии, России, Казахстана и прочих участников ЕАЭС выходить на внешние рынки и конкурировать не друг с другом, а с западноевропейскими, японскими или китайскими производителями.
В конечном счете сегодня экономисты предлагают несколько механизмов стимулирования промышленной кооперации Белоруссии и России, в том числе и в рамках ЕАЭС. Во-первых, из-за специфики развития современной Белоруссии, где превалирует государственный капитал, предлагается развивать промкооперацию на двух уровнях: на государственном и на уровне отдельных производств. При этом на госуровне возможно создание замкнутых цепочек производства и реализации высокотехнологичной продукции. Например, это возможно сделать в самой конфликтной и наиболее интересной для белорусской стороны сфере сотрудничества двух стран – нефтепереработке.
В данном случае возможно создание своеобразного межгосударственного консорциума, который мог бы контролировать процесс от поставок сырья до экспорта и распределения прибыли. Это способствовало бы решению конфликтов между странами и формированию собственной инвестиционной базы для последующей модернизации производственного потенциала. При этом в данный механизм кооперации вполне было бы допустимо привлечение и частного капитала, особенно на фоне пропагандируемого сегодня Белоруссией и Россией развития государственно-частного партнерства.
Во-вторых, отмечается необходимость формирования определенных интеграционных кластеров на базе энергоемких производств, в первую очередь в сфере машино- и приборостроения. При этом возможно привлечение к подобному проекту и партнеров из ЕАЭС, что позволит сформировать максимально полный цикл производства, независимый от внешних поставок.
В-третьих, расширение сотрудничества по вопросам развития цифровой экономики. Это, в свою очередь, повлечет за собой новые формы кооперационных связей и будет способствовать включению совместных предприятий в мировую экономику. Кроме того, кооперационное сотрудничество на качественно новой основе поспособствует достижению поставленных ранее целей и в рамках ЕАЭС, а сами технологии цифровой экономики положительно скажутся на кооперации двух стран через снижение затрат (например, на поиск партнеров).
Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что, несмотря на то и дело проявляющиеся разногласия в двухстороннем сотрудничестве, у наших стран сегодня есть все условия для развития промышленной кооперации. При этом нынешняя конъюнктура мирового рынка, а также постоянные колебания цен на сырье, в первую очередь углеводородное, требуют от партнеров поиска новых подходов к организации промышленного производства.