Найти тему
Олег Чуманов

"Белое солнце пустыни". Не так зол Абдулла, как его малюют.

Вот ведь как хорошо сделан фильм "Белое солнце пустыни" - даже сейчас, после развала СССР, когда нет вокруг атмосферы безусловной правоты красных и тёмной стороны белых, т. Сухов однозначно воспринимается как положительный герой, без особого пафоса защищающий несчастных женщин, а Абдулла - однозначно как злодей.

А ведь Абдулла не злой человек. Безжалостный - это да. Обычное дело для людей, которым приходится всего в жизни добиваться самостоятельно. Хоть Рахимов и называет его эксплуататором, но Абдулла всего лишь сын бедняка, не захотевший за копейки гнуть на кого-то спину и ставший контрабандистом. Вместо того, чтобы, как т. Сухов, осчастливливать всех, решивший осчастливить одного лишь себя любимого.

Но даже сколотив банду головорезов, он не становится злым. Доказательством этого служит Верещагин. Будь Абдулла истинно злобными контрабандистом, разве стал бы он терпеть таможенника, не берущего взятки? Да ни в жисть. Убил бы и стал договариваться с новым. Однако Верещагин спокойно живёт как частное лицо, там же, где и служил, ничуть не опасаясь мести со стороны Абдуллы.

Так же не считает Абдуллу злодеем хорошо знакомый с ним Саид. Он даже не хочет помогать Сухову защищать гарем, так как по местным понятиям правота на стороне Абдуллы.

С гаремом вообще запутанная история. Рахимов объясняет попытку Абдуллы убить жён тем, что они задерживают его передвижение. Но потом мы видим, что Абдулла таскает с собой верблюдов со скарбом, которые ну никак не быстрее этих самых жён. Мало того, Сухов с гаремом пешком добрался до конечного пункта Абдуллы раньше, чем тот. Значит, причина в чём-то другом. А глядя на то, что не только Саид, но и Верещагин равнодушен к судьбе гарема, закрадывается подозрение, что это не тот случай, когда нужно вмешиваться в семейные дрязги.

P.S. В полной версии, в конце фильма — жены выбегают, бросаются к мертвому Абдулле и рыдают. Этот эпизод был вырезан цензурой.