Найти тему
Музыка и Жизнь

1968 год. Лучшие песни из Топ-500 полвека назад

В предыдущей статье я вспоминал композиции, написанные в 1968 году и попавшие в нижние части списков Топ-500 журналов Rolling Stone и New Musical Express. Продолжаем двигаться постепенно наверх, ибо в одной статье все композиции не охватить. Конец шестидесятых был урожайным временем для популярной музыки.

На 270 месте в списке RS находятся представители чёрной музыки - вокальный ритм-н-блюзовый квартет Archie Bell & the Drells из техасского Хьюстона. Собственно группа только этой своей песней Tighten Up и известна. Ничего особенного, но можно понять откуда пошли в будущем диско, рэп и прочие жанры поп-музыки. Вообще удивительно, что уже в 1968 году из джаза отпочковались такие танцевальные ритмы, которые более подходят восьмидесятым. Это, конечно, не моя музыка, но я не могу её не поставить, соблюдая хотя бы видимость объективности

На 242 месте списка RS (в списке NME она повыше, на 161 месте) находится композиция, которая получила второе рождение в девяностых после выхода фильма Pulp Fiction Квентина Тарантино. Я, честно говоря, и не знал, что эта песня родом из 1968 года, думал она написана позже. Песня называется Son of a Preacher Man и исполняет её британская певица Дасти Спрингфилд. Дасти Спрингфилд это псевдоним, настоящее имя певицы гораздо длиннее: Мэри Изобел Кэтрин Бернадетт О’Брайен. Дасти была известна своей нетрадиционной сексуальной ориентацией. Между прочим, вокальное фолк-трио, в котором в юности выступала Дасти, достигла определённого успеха в американских хит-парадах в 1962 году. Тогда, до появления Битлз и команд Британского вторжения, попадание британцев в американский хит-парад было чрезвычайно редким событием и производило фурор. Впрочем, чтобы не отвлекаться, посмотрим на Дасти и послушаем её совсем неплохой голос. Песня-то в стиле соул, что для белых исполнителей редкость

На 225 месте находится психоделический фанк-коллектив Sly & the Family Stone, который отчего-то очень полюбился журналистам Rolling Stone, поскольку это чуть-ли не пятая уже композиция, попавшая в Топ-500. Будут и ещё. Я мнения журналистов не разделяю, но отдаю этой расписной группе должное. Они нарушили сразу несколько стереотипов шоу-бизнеса шестидесятых, тем и интересны. Это женско-мужской чёрно-белый коллектив, фанк с психоделикой никто ни до, ни после не сочетал. Они участвовали на Вудстоке и, по воспоминаниям, имели серьёзный успех. Композиция-номинант называется простенько - Dance to the Music

На 221 месте в журнале New Musical Express находится композиция, которой в Топ-500 Rolling Stone вообще нет. И это очень странно, поскольку это одна из лучших композиций американского дуэта Simon & Garfunkel под названием Mrs. Robinson. История песни довольно интересна. Пол Саймон и Арт Гарфанкель написали две песни для будущего культового фильма "Выпускник" с Дастином Хоффманом. Однако режиссёр Майкл Николс обе песни, принесённые ребятами, отверг. На пробу музыканты показали ему незавершённую композицию, которую они хотели назвать Mrs. Roosevelt и посвятить Элеоноре Рузвельт. На тот момент текста ещё не было, были лишь музыкальные наброски. Песня режиссёру понравилась (ну ещё бы) и ради фильма название было изменено, потом был написан и соответствующий текст.

На 195 месте (в NME на 130) американский актёр, певец и гитарист Глен Кэмпбелл. Глен был широко известен в американских музыкальных кругах середины, как прекрасный сессионный гитарист. Он играл с Синатрой, Элвисом Пресли, The Monkees и The Mamas and the Papas. А в 1965 году вообще гастролировал с The Beach Boys в качестве полноправного члена группы. Тем не менее в собственном творчестве Глен предпочитал кантри. В списки попала его композиция Wichita Lineman

Ну и наконец мы добрались до The Beatles. На 136 месте Топ-500 Rolling Stone (на 382 в New Musical Express) композиция Джорджа Харрисона While My Guitar Gently Weeps. Известно, что не осилив гитарное соло, требовавшееся по мнению музыканты в песню он притащил в студию своего закадычного приятеля Эрика Клэптона, который только что расстался с Cream (группа разошлась в ноябре 1968 года). Эрик с соло, разумеется, справился, поучаствовал и в некоторых других композициях Белого Альбома, а кроме того, разрядил своим присутствием напряжённую обстановку в Битлз - это впоследствии признавали все без исключения битлы. Сам Джордж исполнил в композиции вокальную партию, партию акустической гитары и сыграл на органе Хэммонда. Леннон играл на ритм-гитаре, Старр на ударных, Маккартни на басу и фортепиано - всё, как всегда. Видеоклипа с Битлз конечно нет. Из множества вариантов я выбрал исполнение автора в 1987 году в составе супергруппы с тем же Клэптоном и Старром, а так же Джефф Линн, Фил Коллинз, Рэй Купер (перкуссия), Элтон Джон (фортепиано)

Ни одной песни с Белого Альбома в Топ-500 журнала Rolling Stone больше не попало, а вот в New Musical Express попала ещё одна композиция аж на 68-е место. Это Blackbird и этот выбор мне совершенно не понятен. На мой взгляд на альбоме есть гораздо более новаторские и интересные песни, да та же Back In the USSR практически святая в своей музыкальной простоте и, вместе с тем, стопроцентный хит и двухсотпроцентный драйв. Но что есть, то есть - британские журналисты выбрали именно Чёрного Дрозда в номинанты. Автор композиции Пол Маккартни и по его словам на мелодию его вдохновила сюита ми-минор И.С.Баха, фрагментами аккомпанемент цитирует эту сюиту. А "чёрный дрозд" это идиоматическое название чёрной девушки - ответ на расистские волнения в США в 1968 году

Получилось, что в Топ-500 вошли даже не вещи Битлз с Белого Альбома, а скорее сольные номера битлов.

Для этого выпуска композиций, пожалуй, хватит. Всё самое знаменитое будет в следующих двух статьях. Потому что аж восемь композиций из 1968 года вошли в сотню Топ-500 журнала Роллинг Стоун (из них шесть вошли в 50 лучших) - это очень много. Так что до встречи!

Все остальные обзоры по года, начиная с новейших времён, вы можете прочитать в статьях по ссылкам:

Вводный критический обзор

  • Шестидесятые - 1968 (1), 1969 (1), 1969 (2), 1969 (3), 1969 (4)
  • Семидесятые - выпуск 1 (1979), выпуск 2 (1979), выпуск 3 (1978) ,выпуск 4 (1977), выпуск 5 (1977), выпуск 6 (1976), выпуск 7 (1975), выпуск 8 (1975), выпуск 9 (1974), выпуск 10 (1973), выпуск 11 (1973), выпуск 12 (1972), выпуск 13 (1972), выпуск 14 (1972), выпуск 15 (1971), выпуск 16 (1971), выпуск 17 (1971), выпуск 18 (1970), выпуск 19 (1970), выпуск 20 (1970)
  • Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)
  • Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
  • Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)