(2011, США)
Парадоксы российского кинопроката: когда главного героя забугорного фильма зовут Чёрный Дрозд, сам фильм называют какой-то жуткой банальщиной ("Киллер", 2008, с Микки Рурком). Но когда в сюжете нет никаких Черных Дроздов, эта коварная птица тут как тут и уже красуется в названии на постерах вместо оригинального "Deadfall".
Ну ладно, справедливости ради замечу, пару-тройку раз в фильме упоминается о том, что трофейная куртка главного злодея Эддисона (Эрик Бана) украшена нашивкой "черного дрозда", хотя там вроде бы расправил крылья не он, а американский орел. И вот этой малости хватило, чтобы это кино заполучило в России такое странное имя вместо логичного и краткого оригинального (хотя до вконец абсурдной истории с "Медальоном" (2012), "Черному дрозду" всё же далековато).
С другой стороны, имя "Deadfall" тоже не принесло создателям картины большой радости. Несмотря на то, что снимал её лауреат Оскара Штефан Рузовицки ("Фальшивомонетчики", 2008, Лучший фильм на иностранном языке), "Черный дрозд" не только со свистом пролетел мимо всех номинаций на премии, но и в прокате махал крыльями очень и очень вяленько.
И ведь, что характерно, придраться к нему по-крупному не за что. Актёры в нем задействованы не самые последние - помимо трёх вышеупомянутых также присутствуют коротышка Кейт Мара; безобразно растолстевший за те 13 лет, что минули после "Подъема с глубины", Трит Уильямс; а также матерые зубры Сисси Спейсек и Крис Кристофферсон. Снята эта разухабистая беготня по сугробам тоже киногенично, да и явных пробуксовок в сюжете не наблюдается. Но вот не втюрился массовый зритель по уши в "Чёрного дрозда", будь он неладен! И я вижу лишь одну объективную причину этой досадной нелюбви. Не иначе, она крылась в том, что разбив свою историю на три сюжетные линии, авторы не доварили до нужной кондиции ни одну из них. И в итоге все они так и остались сырыми и малосъедобными.
Первая линия повествует о брате и сестре Эддисоне и Лайзе (Уальд), которые грабанули казино и угодили в автокатастрофу на пути к канадской границе. А поскольку брат ещё и мокрушник, он предлагает сестре не рисковать, бегая вместе с ним, и добираться до цели по отдельности. После чего, бросив легко одетую Лайзу на пустой зимней дороге, сматывается вместе с деньгами в лес.
Вторая линия чуть сложнее. Из тюряги выходит бывший олимпийский медалист по боксу Джей (Ханнэм), загремевший туда за спортивные аферы. Нанеся визит бывшему компаньону, который был должен ему деньги, Джей едва не огребает от того битой по голове и, защищаясь, вышибает из негодяя дух... По крайней мере тот упал и не подавал признаков жизни. Струхнув, Джей задал стрекача: прыгнул в машину и помчался к своим стареньким родителям (Кристофферсон и Спейсек), живущим в глуши у канадской границы, в надежде, что злящийся на него из-за тюрьмы отец его таки простит.
Третья линия: шериф Бекер (Уильямс) и его дочь Ханна (Мара), служащая у отца помощником шерифа, но упорно не допускаемая им до рискованной работы. Эти двое участвуют в охоте на Эддисона и, само собой, как бы Бекер ни отгонял Ханну в тыл, она всё равно окажется в авангарде погони за грабителем-мокрушником.
Далее все три истории ожидаемо пересекаются. Лайза встречает на дороге Джея и оба они влюбляются друг в друга; Эддисон бегает от шерифов, оставляя за собой новые трупы, и в конце концов добирается до дома родителей Джея (по наводке сестры); Ханна, как выясняется, тоже знает этих стариков и тоже вскоре окажется у них на пороге...
Вроде бы запутано на совесть и пахнет аппетитно, но из всех героев здесь более-менее запоминается лишь Эддисон. И то, потому что он злодей, чья жестокость в режиме нон-стоп волей-неволей откладываются в зрительской памяти. Все же остальные герои не демонстрируют нам сколько-нибудь выдающихся поступков и являют собой предсказуемые типажи для подобного кино. Да и их драматичное прошлое, о котором мы узнаем лишь с их слов, не вызывает большого сопереживания. Разве что финальная разборка не подкачала и вышла чертовски напряженной, но, как видим, градус интересности самого фильма она не слишком повысила.
***
В общем, добротный, но не ставший классикой жанра, криминальный триллер. Главным достоинством которого, к сожалению, стал не сюжет, а замечательный зимний антураж. И ещё в меру удачный актерский состав - вот только не стандартизированные персонажи, которых он изображает. По сравнению с последним зимне-природным триллером "Ветреной рекой", "Черный дрозд" ей, конечно, и в подметки не годится. Но в качестве ненавязчивого средства для предновогоднего (или новогоднего) вечернего кинопросмотра он вполне сойдет.