Ретрофутуризм — это тенденция в творческом искусстве, показывающая влияние изображений будущего, созданных в более раннюю эпоху.
Футуризм называют наукой, стремящейся предвидеть то, какими наш быт и общество будут в будущем. А ретрофутуризм – это воспоминание об этом ожидани. Характеризуется сочетанием старомодных «ретро–стилей» с футуристическими технологиями, ретрофутуризм исследует темы напряженности между прошлым и будущим, а также между отталкивающим и расширяющим возможности технологий. В основном отраженный в художественных творениях и модифицированных технологиях, которые реализуют воображаемые артефакты его параллельной реальности, ретрофутуризм можно рассматривать как «оживляющий взгляд на мир». Но он также проявился в мирах моды, архитектуры, дизайна, музыкы, литературы, кино и видеоиграх.
В этой статье я бы хотела рассказать, как проявился ретрофутуризм в дизайне интерьеров в Америке, так популярный в 50-е – 60-е годы.
В 1950-х годах архитектура, автомобили и дизайн гаджетов приобрели необычайную эстетику вдохновленную космическим прорывом. Производители строили автомобили с декоративными плавниками в хвосте. Тогда же на зданиях начали появляться крыши нестандартных форм. Логотипы заведений включали в себя звездные вспышки и формы спутников. Оглядываясь назад, можно сказать, что эти проекты кажутся немного бесполезными, но, тем не менее, они отражают коллективную уверенность 1950-х годов в блестящем будущем Америки как лидера космических полетов и экономического процветания.
В то время как историки обычно датируют Космическую Эру возвращением спутника в 1957 году, увлечение космическими путешествиями началось намного раньше. Комиксы, телепрограммы и мебель заимствовали компоненты из научной фантастики, предприятия привлекали клиентов, добавляя футуристические элементы в свои здания.
Сказать, что шестидесятые годы были захватывающим временем в истории американского стиля – преуменьшение. В течение каждого десятилетия нашего прошлого, Америка менялась. Новые идеи процветали. Мятежные мысли и дикие тенденции пробивались в мейнстрим. Культура была богатой и разнообразной и многие проблемы сексизма и расизма выходили на передний план для обсуждения и решения. Холодная война продолжалась. Напряженность была высокой, и поток беспокойства проникал в умы населения. Конфликты, подобные войне во Вьетнаме, привели к напряженности между различными политическими сторонами.
Шестидесятые годы были временем огромных перемен как в технологическом, так и в социальном плане. Началась космическая гонка и американская культура была сосредоточена на спутниках, холодной войне и реактивных самолетах, которые могли перевозить людей быстрее, чем когда-либо прежде.
Американская культура была также ориентирована на молодое поколение, которое бунтовало против устоявшихся традиций. Это восстание оказало огромное влияние на моду, музыку и домашний декор. Все становилось более динамичным и красочным.
Архитекторы и дизайнеры, которым посчастливилось жить и творить в «Космическую эпоху» — так окрестили 60-е годы ХХ века историки дизайна, заставили по-новому взглянуть на цвет и форму, ввели в обиход необычные материалы и эстетизировали сам феномен будущего.
Цвета
Цвета были вдохновлены природой. Зеленый, золотой, оранжевый и желтый были очень популярны, и их можно найти во всем, от одежды и домашнего декора до автомобилей. Предыдущие эпохи имели похожие популярные цвета, но в 60-х оттенки стали ярче. Использовались яркие виниловые обои с эффектом металлика. Контрасты в черно-белом также были популярны.
Маттериал
Тай-красители, психоделические, пейсли и цветочные ткани были очень популярны. Чем красочнее ткани, тем лучше. Смелые цветовые палитры неоновых оттенков создавали очень современный образ. Также использовались этнические принты, индийские орнаменты из хлопка. Индийские сари использовались как покрывала, занавески и настенные ковры.
Мебель
Мебель в форме буквы «S» и стулья куполообразной формы, выполненные из материалов космической эры. Мебель производилась из металла, стекла, дерева и ПВХ, а иногда и из их сочетаний. Новые технологии позволяли изготавливать мебель из переработанного пластика и придавать ей нестандартные формы.
В качестве разделителей помещений часто использовались открытые стеллажи в датском стиле.
Напольное покрытие
Популярной тенденцией к полу 60-х годов были ковры с длинным ворсом. Кроме того, ярко окрашенные текстурированные ковры и коврики из Индии и Марокко были модными.
Аксессуары для декора
Поп-арт, вдохновленный комиксами и популярной культурой (Энди Уорхол и его картина «Campbell & Soup»), отлично подходил для кухонь, гостиных и семейных комнат. Современное искусство с геометрическими формами и яркими цветами украшали дома, а также психоделические принты и поп-арт. Этот взгляд был назван «Мод».
Плакаты стали приемлемым, недорогим способом украшения, лавовые лампы и волоконная оптика появились в каждом доме. Шторы из бусин и кожаная бахрома дополняли антураж.
Новые технологии
Спутники позволили трансатлантическое телевидение, которое способствовало влиянию Европы (особенно Великобритании) на американскую культуру. Люцит (акриловый) и цветной пластик использовались для мебели и аксессуаров для дома. Tupperware (фирма посуды), был почти в каждом доме и был доступен во множестве цветов. Кухонная техника становилась разнообразнее и функциональнее. В американских домах появились электрические кофеварки, электрические жаровни, тостеры и посуда для фондю. Электрические плиты занимали места газовых.
Общий вид 60-х был открытым и провокационным. Традиционное прошлое было отвергнут, а новые технологии будоражили воображение и меняли взгляды на вещи.