Об Отечественной войне создано огромное количество различных художественных произведений и снято немало фильмов. Однако в большинстве своем авторы данных творений на передовой не были и в качестве источников брали чьи-то воспоминания, вымыслы, порой не гнушались даже байками. Один «всеми уважаемый» Никита Михалков чего стоит.
Или возьмем того же Константина Симонова – всю войну он ездил по тылам фронтов в качестве корреспондента и собирал «боевые» истории у тыловых крыс. Поэтому начитавшись и насмотревшись подобных произведений у рядового обывателя складывается вполне предвзятая картина о войне которая с настоящей реальностью имеет мало чего общего.
Но мы пойдем другим путем. Чтобы понять какую тактику использовали немцы в начале войны мы обратимся к одному очень любопытному документу. А именно – к инструкции по наступательным действиям разработанной на основе боевого опыта 29-ой армии за июль 1941-го года. Источник – Сборник боевых документов Генерального штаба 1947 года.
Прошу заметить, что этот документ был утвержден самим командующим 29-ой армии генерал-лейтенантом И.И. Масленниковым. К сожалению формат Яндекс Дзена не позволяет мне полностью опубликовать данный документ. Поэтому я опишу только те пункты, которые наиболее точно характеризуют действия армии Вермахта на начальном этапе войны.
В первых пунктах этой инструкции говорится о том, что в начале войны немцы не стали прибегать к организации сплошного фронта. Всю свою линию обороны они строили на основе опорных пунктов и узлов. Второй же эшелон обороны рассредоточивался на глубине до 5 километров.
Опорный пункт охранялся взводом либо ротой пехотинцев. Для усиления рота охраны имела от 2 до 4 пулеметов, столько же минометов и пару артиллерийских орудий. При необходимости пункт могли охранять пара танков.
Затем идет опорный узел – он уже как правило охранялся силами до батальона пехоты. Здесь уже оборона была посерьезней: танковая рота, одна артиллерийская и пара минометных батарей. Между пунктами и узлами выставлялись дозоры – два-три автоматчика. В дополнение к этому в линии обороны немцы создавали большое количество ложных оборонительных сооружений: окопы, траншеи, блиндажи.
Интересен тот факт, что на тех участках фронта где силы были неравны немцы использовали усилители звука для создания видимости мощного огневого заслона.
Танки на опорных пунктах как правило закапывались в землю, либо маскировались под стога или сараи. Передний край обороны обносился колючей проволокой в 2-3 кола. Участки легкие для преодоления заграждений минировались противопехотными и противотанковыми минами. Сами мины упаковывались в деревянные ящики, которые затрудняли их обнаружение стандартным армейским миноискателем.
Если немцами планировалось отступление, то на опорных узлах они оставляли ловушки – к примеру, это могли быть заминированные фляжки или сапоги.
При наступлении наших войск немцы во фланги советских подразделений засылали группы автоматчиков. Обойдя с тыла, они наносили по нашим бойцам внезапный удар. Чтобы отрезать пути отступления автоматчики залезали на деревья и оттуда трассирующими пулями расстреливали отступающих солдат.
Если при наступлении нашей пехоте помогали штурмовики, то немецкие солдаты прекращали вести огонь по пехоте. Они быстро прятались в траншеях и оттуда вели огонь по пролетающим самолетам.
Штыковую атаку немецкие солдаты старались избегать. Зачастую они не выдерживали натиска и обращались в бегство.
Если подразделения Красной армии заходили к обороняющимся немцам во фланги они сразу же бросали свои пункты обороны.
Когда доходило дело до контратаки немцы использовали все для этого доступные средства: шантаж, провокацию, поднятие белого флага. Нередко чтобы ввести противника в заблуждение они обычные тягачи и трактора маскировали под танки. А в ряды наших наступающих подразделений засылались лазутчики в форме офицеров Красной армии, которые отдавали приказ об отступлении, либо специально посылали солдат под свой пулеметный огонь.
Одновременно с этим немцы широко использовали в нашем тылу парашютно-десантные группы, которые десантировались со сверхмалых высот 75-120 метров. Об этом я писал в этой статье. Они организовывали засады, минировали дороги, взрывали мосты, нарушали связь, устраивали диверсии.
Кроме того, в тылу наших войск действовала широкая агентурная сеть. Диверсанты устанавливали радиомаяки на стратегических объектах, в штабах, на складах боеприпасов с помощью которых авиация Вермахта с идеальной точностью наносила удары.
Но это было только первое представление о противнике в первые месяцы войны. Хотя уже из этого видно, что немец был серьезным противником и на войне он использовал любые методы. Однако как мы уже знаем это им не помогло – возмездие за содеянное все равно их настигло. Но это был урок не только для немцев, это был урок для всего мира – к нам соваться бесполезно, все равно трендюлей отхватите.