На телеканале ТВ 3 выходит документальный проект «Это реальная история». По сути каждый его выпуск – это документальный фильм о той или иной трагедии, случившейся на территории России за последние годы.
Англоговорящее телевидение и кинематограф переполнены подобного рода проектами – документальные фильмы-расследования и большие специальные репортажи выходят постоянно. В России документалистика практически отсутствует. Хотя каждый год вузы выпускают режиссеров-документалистов, современная Россия не знает ни одного резонансного документального проекта. Единственное исключение составляет проект «Рожденные в СССР» режиссируемый С. Мирошниченко – в рамках этого проекта съемочная группа собирается каждые семь лет и снимает интервью с 20 героями, которые дали свое перовое интервью когда им было 7 лет. Очень интересный проект, однако он лишь условно является российским – это проект британца Майкла Аптеда, который дал старт проекту и был инициатором его создания в России.
Документальный кинематограф имеет множество разных форм реализации. Документальный фильм может состоять из интервью, из расследований, из диалогов, из реконструкции событий, может быть специально организованным экспериментом или состоять из видео- и фотохроники. Вне зависимости от того, какую цель преследует документальный фильм, его единственным нерушимым правилом является подлинное отображение действительности.
Документальное кино не только расширяет кругозор, оно порой становится для зрителей более значимым опытом, чем собственный жизненный опыт.
Поэтому такие проекты как «Это реальная история» - очень важны и нужны телевидению и имеют огромный потенциал. В США многие каналы специализируются на выпуске документальных проектов, таких как, например, «Тайны миллиардера» от HBO - фильм о миллиардере Роберте Дёрсте, который убил человека, оказался на скамье подсудимых, но был оправдан судом присяжных, несмотря на то что он с огромной долей вероятности убил еще 2 человек. Фильмы Майкла Мура (разоблачающие американскую власть – «Боулинг для Колумбины», «Фаренгейт 9/11» и др.) и Оливера Стоуна (посвященные истории разных стран и мировым лидерам – «Команданте», «К югу от границы» и др.) становятся базой для мировосприятия миллионов людей. А такие трагедии как Колумбайн и 11 сентября препарируются десятками и даже сотнями документальных проектов – что не только привлекает внимание зрителей к освещаемым проблемам, но и стимулирует реальные изменения в обществе и законодательстве. Таких проектов России не хватает как воздуха.
Сергей Дворцевой – российский режиссер, который начинал как документалист («В темноте», «Хлебный день», «Трасса», «Счастье»), а сегодня снимающий художественные фильмы – откровенно признается, что все документалисты немного стервятники, потому что им хорошо когда их персонажам плохо. И чем хуже складывается судьба человека, который снимается в документальном фильме – тем лучше документалисту.
Поэтому не удивительно, что телеканал ТВ3 запуская свой документальный проект, одним из первых решил выпустить фильм об ужасной трагедии в «Зимней вишней».
25 марта в г. Кемерово произошел пожар. В торговом центре «Зимняя вишня» погибли 60 человек из них 41 - дети. История «Зимней вишни» - это огромная, сложная история. В ней с самого ее начало было очень много откровенной лжи, недостоверной информации и неизвестных переменных… К тому же на данный момент она далека от завершения, так как следствие еще ведется… Очевидно, что за 45 минут – именно столько длится выпуск проекта «Это реальная история» - всего не расскажешь. Поэтому телеканал и создатели фильма должны были определить для себя на чем они именно сконцентрируют внимание. И вот тут начинается необъяснимое…
Это точно не история о жертвах – в фильме всего лишь сказано, что погибло 60 человек. Звучат имена только пяти жертв (Ольга Лиллевяли перечисляет имена своих трех детей и Игорь Востриков произносит имя сестры и жены на митинге). Лица погибших зрители фильма не увидят. Исключение составили три фотографии с детьми Ольги Лиллевяли и Александра Ананьева. Других фото или видео, где изображены погибшие нет. За все время фильма лишь на нескольких кадрах показаны игрушки и цветы, принесенные к ТЦ «Зимняя вишня», - опять же лица погибших не видны. В интернете выложены душераздирающие записи звонков людей из кинотеатра – они умоляют их спасти, на заднем фоне перепуганные дети кричат, что не хотят умирать… В фильме мы слышим только короткий разговор оператора 112 и женщины, которая говорит «Пожалуйста… Мы не можем выйти… Почему нас сотрудники оставили…» и спрашивает «Сколько еще будут ехать» (пожарные). Более поздних, переполненных отчаянием и ужасом голосов мы не услышим… Это абсолютно деперсонализированная история об абстрактных 60 жертвах. Создатели фильма даже не стали уточнять, что большая часть погибших – это дети.
Это точно не история о пострадавших – в фильме из пострадавших показан только Михаил Трусов. Был показан его уже многократно тиражированный в СМИ рассказ о том, что он помнит о том, как его спасли. История о том, что многие погибли не в кинотеатре, а в коридоре у запертой двери лишь вскользь упоминается женой пожарного Андрея Бурсина. Соответственно и свидетельства людей о том, как им удалось эвакуироваться со злосчастного горящего 4 этажа не приводятся. Людей, которые не погибли, но получили вред здоровью, фильм игнорирует полностью.
Это точно не история о родственниках погибших – в фильме вообще почему-то очень мало потерпевших появляется на экране. Только 4 человека (муж и жена Александр Ананьев и Ольга Лиллевяли, Игорь Востриков и его мать). При этом их эмоциональные выступления на митинге и интервью оказались не особо интересны создателям фильма. Самым важным они посчитали сухие показания Александра Ананьева в качестве свидетеля на суде и слова Надежды Востриковой о том, что в ответ на ее мольбы о помощи пожарные сказали «Мы ничем не можем Вам помочь». Остальных и вовсе решено было игнорировать, хотя даже если они отказывались принимать участие в съемках, их ранние интервью остаются доступны.
Это точно не история о том, почему произошел и как развивался пожар – этот важный, волновавших и продолжающий волновать многих вопрос остался за скобками фильма. В первые дни и даже месяцы виновниками пожара значились дети поджегшие кубики в игровой зоне и таинственный мужчина с сумкой. В итоге Следственный комитет приходит к выводу, что причиной является светильник: капающая с дырявой крыши вода вступила в контакт с неправильно проведенной электропроводкой… Если фильм позиционируется как «расследование», то довольно странно почему этот важный аспект в расследовании трагедии решено было игнорировать.
Это точно не реконструкция событий – из фильма вообще непонятно что именно произошло, почему и как получилось, что 60 человек погибли на четвертом этаже торгового центра. Вдаваться в хронометраж и описание архитектуры здания создатели фильма не стали. Касаться вопроса о действиях сотрудников торгового центра вовсе не захотели.
Судя по всему «Это реальная история» - задуман как проект, специализирующийся на жанре «расследования». Этот вывод очевидно вытекает из того факта, что все уже вышедшие выпуски проекта акцентируют внимание не на историях жертв и их родственников, не на историях очевидцев, а на действиях следственных органов и правозащитников, а также на действиях виновников и обвиняемых.
Однако, и расследованием получившийся фильм о «Зимней вишне» не назовешь…
Возможно, это история о «Зимней вишне» как о сооружении – в фильме немало времени уделено именно истории создания здания. Большую часть фильма занимают интервью с аниматором, владельцем сгоревшего контактного зоопарка и еще одним из арендаторов ТЦ. Они рассказывали о том, что очевидных и пугающих признаков удручающего состояния здания не наблюдали. Что о неработающей пожарной сигнализации не имели понятия, что только после трагедии узнали, о сломанной системе оповещения, и о том, что система пожаротушения вообще имела место быть в качестве декорации. О конструкции «Зимней вишни» можно, наверное, написать инструкцию о том как не надо строить, но в фильме решили обойтись общими словами. Вдаваться в подробности не стали.
Возможно это история об эксплуатации «Зимней вишни» - вторая половина фильма знакомит нас с охранником Сергеем Антюшиным и поставщиком системы пожарной безопасности Игорем Полозиненко. Охранник говорит, что он ни в чем не виноват, Полозиненко говорит то же самое. Тем самым они перекладывют вину друг на друга или на кого-то третьего. Бывший владелец контактного зоопарка негативно отзывается о руководстве ТЦ. А аниматор вспоминает, что неоднократно слышал о том, что охранники жаловались руководству на неработающую противопожарную систему. И это все –этот аспект, ставший одним из главных звеньев в трагедии «Зимней вишни», также не удостоен пристального внимания создателей фильма.
Возможно это история о пожаротушении и спасении людей – примерно 12 секунд в фильме отведено словам пожарного Генина, который принимал непосредственное участие в спасательных работах и вынес единственного выжившего из кинозала – Михаила Трусова. Эти 12 секунд с общими фразами о предпринятых действиях – единственные свидетельства о работе пожарных от первого лица. Всю остальную информацию мы слышим из уст адвоката Генина и жены Бурсина. Естественно, они ничего плохого о работе пожарных не сказали. Что именно делали сотрудники МЧС в деталях не разъясняется. Точка зрения потерпевших, обвиняющая пожарных, в фильме звучит неубедительно.
Возможно это история о судебных разбирательствах – в фильме перечислены имена всех 14 обвиняемых и задержанных по делу «Зимней вишни». Лица 6 задержанных и 1 объявленного в розыск появляются на экране. Солирующая роль в фильме отведена адвокату Сергея Генина, также мы видим адвоката Игоря Полозиненко. Зрителей знакомят с четырьмя родственниками обвиняемых – с женами Сергея Генина и Андрея Бурсина, отцом Сергея Антюшина и даже его тетей, зачитывающую письмо племянника из СИЗО. Основной акцент делается на охраннике и двух пожарных, которые судя по всему ни в чем не виноваты. При этом рассказ довольно поверхностный – кто и что конкретно в какое время делал не поясняется. Более того, абсолютно странным и необъяснимым для фильма расследования является при наличии речи адвокатов отсутствие речи обвинителей. Представителей следственных органов в фильме нет. Формально равновесие соблюдено речями адвоката потерпевших и волонтера центра помощи пострадавших. Но по существу они никак не комментируют обвинения, в фильм попали только их слова об истории создания здания «Зимней вишни» и о том, кто такие владельцы здания - Штенгелов и Вишневский.
В итоге фильм проекта «Это реальная история» оставляет очень странное впечатление. Это вроде-бы фильм расследование, но ничего не расследующее…
Фильм начинается с вопроса «Почему это случилось?» После того, как этот вопрос появляется на экране, зрители закономерно ожидают увидеть ответ на этот вопрос. Но все что они видят дальше не только не дает ответа на этот вопрос, но и заводит их в странный мистический лес…
В лес, где нет места именам и лицам погибших, зато есть место для фото и видео зверюшек из сгоревшего контактного зоопарка. Где человек, у которого погибли трое детей, жена и сестра (сестра Алена Сабадаш, жена Елена и дети Анна, Артем и Роман)– Игорь Востриков - значится просто как «потерпевший». Где человек, который пошел в кинотеатр с двумя маленькими дочками (Вероникой и Василисой), выйдя оттуда, остался один – Михаил Трусов - значится просто как «пострадавший». Где десятки погибших и пострадавших вообще не удостоились никакого внимания…
Где представитель потерпевших говорит «Это проблема системы», а ему вторят что система такова, что пожарный прибывший на пожар заведомо виновен… А следовательно, раз система виновата, никто конкретно не виноват…
Где нет места рассказам о погибших и их родственниках, но есть место для рассказов о том, в чем обвиняют Сергея Генина и Сергея Антюшина. Где нет места для рассказа о том, как люди задыхались в кинозале, в тупике у запертой двери, как прыгали из окон, как звонили и умоляли о помощи, как родители в отчаянии бегали вокруг «Зимней вишни», о том что происходило в оперативном штабе, и что происходит сейчас… но есть место письмам о труселях охранника и фотографиям памятников храбрых пожарных…
Где самым уместным завершением для истории о трагедии в «Зимней вишне» создатели фильма считают слова жены заключенного под стражу пожарного Сергея Генина о том, как она ждет звонка от своего любимого мужа…
Это реальная история, но о чем она?
Этот фильм был сделан только для того, чтобы занять место в сетке вещания телеканала ТВ 3? Или у него была более глобальная цель?
Дорастет ли когда-нибудь российское телевидение до настоящих крупных правдивых значимых и истинно подлинных документальных проектов?
Совсем скоро годовщина трагедии в «Зимней вишне», а следом начнутся и когда-нибудь закончатся все судебные разбирательства…
А пока, наверное, лучше вообще ничего не снимать, чем делать такие отвратительные фильмы о таких страшных трагедиях.
Подписывайтесь на канал.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: @blackmariakino