В монгольском обществе мужчины были доминирующими. Общество было патриархальным и патрилинейным. Однако монгольские женщины обладали гораздо большей свободой и властью, чем женщины в других патриархальных культурах, таких как Персия и Китай.
В то время как китайцы привязывали женские ноги, монгольские женщины ехали верхом на лошадях, сражались в битвах, пасли стадо и влияли на своих мужчин в принятии важных решений для Монгольской империи.
Тем не менее, хотя женщины были высоко оценены участниками монгольского общества, они по-прежнему занимали меньше места, чем их отцы, мужья и братья.
Работа была разделена между мужчинами и женщинами; мужчины держали в руках стада и шли в бой, а женщины отвечали за хозяйство: шили одежду, доили животных, делали сыр и готовили еду.
Мужчины и женщины воспитывали своих детей вместе. Дети монголов не посещали школу; скорее они узнали от своих семей о роли и работе мужчин и женщин. Монгольские дети играли в игрушки и играли в игры, как дети любой культуры.
Браки обычно заключались между племенами, а товары передавались и обменивались между семьями в виде калыма и приданого. Иногда женщин воровали из других племен. Например, отец Чингисхана - Йесугей сам происходил из племени кият и украл его мать Оэлун из другого племени - олхонут.
Воровство женщин происходило довольно редко, так как это могло привести к кровной мести между племенами. Среди монголов было распространено многоженство. У каждой жены и ее детей был свой герр. Обычно вся семья хорошо ладила. Первая жена считалась законной женой, хотя эти различия не имели большого значения, за исключением случаев наследования. Дети первой жены будут наследовать больше, чем дети от других жен. И вообще именно дети первой жены и считались наследниками хана.
Женатые женщины носили головные уборы, чтобы отличаться от незамужних женщин. Эти головные уборы могут быть довольно сложными, так как все монголы любят шляпы и головные уборы. Женщины оставались верными своим мужьям и крайне редко вступали в повторный брак, если ее муж умер. Вдова наследовала имущество своего умершего мужа и становилась главой семьи.
Хорошей иллюстрацией способности женщин влиять на историю и культуру Монголии была Сорхахтани, жена сына Чингисхана Толуя. Сорхахтани была советником другого из сыновей Чингисхана - Угэдэя, когда он был ханом. Когда Толуй умер, она стала главой своего семейства сыновей, включая Мункэ, Хубилая, Хулагу и Ариг-Буги, которые в свое время стали ханами. Она настаивала на том, чтобы все они получили образование и уроки на тех языках, которые им необходимо знать, как лидерам империи. После смерти Угэдэя Сорхахтани удерживала империю дипломатическими средствами, пока Гуюк (сын Угэдэя) был ханом. После его смерти ее сын Монкэ стал Великим ханом.
Работа Сорхахтани для империи включала в себя открытие торговли, установление интеллектуальных обменов по всей империи, акцентирование свободы религии и защита пленных и рабов от опасной эксплуатации.