Спорная тема. Те, кто учит своих детей в отлично оборудованных школах и с мотивированными учителями скажут одно (но их мало априори и объективно), скажут, что стало лучше и веселее, образование работает хорошо на государственном уровне. И постучат по дереву... А те, кто учит своих детей в школах, которые просто рядом и по прописке, и далеко от кормушек, распределения налогов в счёт образования и показательных выступлений , скажут другое - качества нет, школа превратилась в отчётник и цирк перед чиновниками за подушевое финансирование.
Все будут правы из своей практики, но каждый безусловно видит нечто такое, что обескураживает... Как во власть лоббируются чьи-то интересы, чтобы общество в виде родителей и детей потребляло эти нововведения и гордилось своей прогрессией общества потребления... Только прогрессией в какую сторону и с какой целью?
Факты заработка вокруг и около в масштабе страны:
1. Учебники. Объяснять не надо их количество, разнообразие программ зашкаливает. Первый этап - родители бежали в книжные и скупали все подряд. Второй этап - теперь школы закупают партиями, а тетради красивые оставили на откуп родителям. Т.к. единообразия учебников нет, это бизнес и конкуренция, начиная от текстов самих учебников, поэтому в задачках по генетике видим колобков, волосатых и лысых... Это еще так, цветочки...
2. Различные олимпиады, конкурсы. Торговля участием, дипломами, сертификатами. На базе честолюбия, и перспективы быть отличников и кандидатом поступления без ЕГЭ. Сюда же вкладываются сами и учителя, печатая за свой счёт бумаги... Гонка вооружения просто отдыхает...
3. Автоматизация. Разработка программ, эл. дневников и т.д., закуп, внедрение и т.д. А потом пусть лежит на полках, пользователей ждёт, т.к. в школе не сделано элементарное - нет доступа интернет, потому что дорого, нет бюджета и т.д. Но затраты на уровне региона сделаны, это модно, это круто, это сделано. Для кого и дошло ли для пользователя - не критично. На бумаге всё хорошо, работа кипит...Тендеры играют и т.д.
4. Название факультетов и крутость программ подготовки. Это полная система сама для себя и в себе, т.к. разбрасывает красивые слова, дабы привлечь клиентов, отбивки прав на лицензии и т.д. Насколько это связано с потребностями рынка в данных крутых специалистов, вопрос.
5. Стимулирующие в заработной плате педагогов. Загадка мотивации в образовательной бюджетной организации. Оклад 8000, а стимулирующие - на усмотрение директора (как в бизнесе, у которого есть единоначальник и собственник). А коллективные дебаты по мотивации и решения - это фикция чаще всего. Зюкнул на зависимых и пошел дальше. Чем не бизнес по статье затрат "стимулирующие"? И стране хорошо - средний ФОТ у педагогов не плох этак и так, и повышение ЗП будет у того, кто мне выгоден. Распоряжайся, наслаждайся, дергай за веревочки и воспитывай педагогов как зависимых и ничтожных... А не нравится, пусть идут в бизнес...
6. Авансовые отчёты. В нормальном бизнесе или другой бюджетной организации если вы потратились в соответствии с целями развития организации, в интересах осуществления профильного процесса (в данном случае обучения), то вы составляете авансовые отчёт, возвращаете деньги. А в образовании педагог делает материальную подготовку к урокам за свой счёт (наверное, делает так заявку на решение по стимулирующим)... Нам, коммерческим организациям, не понять такой альтруизм. А система образования во главе с чиновниками пользуется: по статьям затрат предусмотрена и бумага, и печать, и копирование, однако в исполнении бюджета затраты сокращены и направлены на другие нужды.
7. Система ЕГЭ, куда ж без нее... Уже только на организации проведения тестирования, подготовки к нему, расчёту ответственных лиц от учителей (которых, оказывается не оплачивают) можно хорошо зарабатывать. Ведь нужны поставщики, нужны методисты-разработчики еще более изощренных заданий, нужны все те, кто ежегодно сопровождает этот великий процесс входа во взрослую жизнь, забег на баллы. Опускаем вебинары, семинары, сайты и другие затраты, дабы подготовить следующую волну егэистов.. . Ведь проще нельзя: взять те же видеокамеры, раз уже тратитесь для школы, единожды разработать билеты по предметам и под видео запустить нормальный экзамен, развивающий устную речь подрастающих...
8. Интернет-сообщества при образовании. А это чудо заработка и при чём стабильное и ежегодное выскакивает весной в поле интернет, сеет семена заданий, правильных ответов по ОГЭ, ЕГЭ. И те, кто хочет сдать хорошо, платят за ответы, сливы и т.д. А на рекламе в таких группах как можно подняться... ууу. Бизнес. И кто-то же сверху сливает разработки заданий и ответы, даёт аффилированным лицам заработать, верно? Система, бизнес, ничего личного. Это, конечно, бизнес федерального уровня.
9. Ну и липовые дипломы, сертификаты и прочие отличия якобы образованного человека. Рассылки, реклама - сделаем то, сделаем это. Значит есть вход и выход в систему бланков, реестров, печатей и натуральности дипломов. Сделали проверку, пожаловались на подобные рассылки в рособрнадзор... А ведомство отнекивается и говорит: сами обращайтесь в МВД, мы не будем, не наше дело... Действительно, липовые дипломы от системы образования, это касается всех, только не обр...
10. Еще фишка... Поставки расходников для лабораторных и др. практических работ. Берешь, поставляешь негодные, а проводишь их как реальные. Вроде есть, но их и нет. Кто проверит, если учащиеся и их родители и не требуют качества программы обучения в части практики, труда и т.д.
И т.д. и т.п.
Это всё признаки нездоровой системы общего образования как инструмента развития общества страны в целом. Это факты в результате нашей работы и интервью с учителями, воспитателями, педагогами (как под копирку - система повторяется, а приближенные к начальству просто молчат и хотят быть лояльными). Если оно вот так живёт и это нормально с точки зрения государевых слуг, депутатов, начальников от образования, то ждём дальнейшего снижения качества образования, а значит - снижения квалификации кадрового состава, больших затрат на переобучение и т.д.
Мы говорим сейчас о большинстве, о тех, кто получает именно такой вот уровень, сколько бы нам не приводили примеров лучших школ, рейтинги вузов, Сколковых и т.п. Наши граждане живут везде, не только в центрах и столицах, и каждый достоин такой школы, где, прежде всего, уделяют внимание самому процессу обучения, качества преподавания и воспитанию, а не отчётам на бумаге по среднему значению, подсчёту душ в школе...
И ещё вывод: сейчас наша система образования выживает и может хоть как показать уровень образования за счёт, конечно, неравнодушных педагогов (много еще верных своей профессии), а также за счёт интернет и доступности роликов-объяснений тех же увлеченных педагогов, у которых есть все условия для проведения качественного урока. Хоть как-то донести до других тип своего урока. Они понимают, что у нас большее расслоение школ и условий работы в них. И те учащиеся, которые хотят быть образованными, учатся именно так, а их родная и отстающая школа отчитывается за таких учеников или натягивает оценки выше, чем надо, чтобы быть в рейтинге на душевое финансирование.
Реформируемся дальше, или уже атрофируемся?