Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Память о тебе

Сегодня в рамках цикла «Лучшие из лучших» мы расскажем об ещё одном победителе Foam Talent 2018 – фотографе из Китая Хе Бо (He Bo). Его проекты посвящены тому, как разные социальные инструменты (медиа, семья, друзья) способны влиять на поведение индивида в социальных группах.

Главный мотив в последних проектах художника – это трансформация память о событии. А именно, как она может искажаться под влиянием разных аспектов: времени, внешних воздействий (например, новостных лент) или собственных эмоций. Универсальным вопросом к его работам могла бы фраза: «что должно остаться в наших воспоминаниях в итоге?».

He Bo, Several Echoes of March 8, 2018. © He Bo
He Bo, Several Echoes of March 8, 2018. © He Bo

Начиная свою художественную практику с вопросов о воспоминаниях личных и своих близких (см. серию Selfiers: Sealed with images) в последних работах Хе Бо интересуют события мирового масштаба. Серия 2018 г. Several Echoes of March 8 (“Несколько отзвуков 8 марта”) создана в память о трагедии рейса 370 Malaysia Airlines, который таинственно потерпел крушение в Индийском океане, выполняя перелёт из Куала-Лумпур в Пекин.

He Bo, Several Echoes of March 8, 2018. © He Bo
He Bo, Several Echoes of March 8, 2018. © He Bo

Противоречивость истории, с её незавершённым концом и неожиданными находками, художник представляет в виде инсталляции, которая объединила в себе сразу несколько серий. Хе Бо показывает кадры Индийского океана со спутника, остатки разбитого самолета и совмещает их с фотографиями и даже селфи счастливых людей. Дополнительно в серию включены фотографии двух пассажиров рейса, которые предположительно попали на него по поддельным паспортам.

Художник предлагает самим зрителям совместить представленные снимки в одну визуальную картину и поразмышлять не только об очевидных проблемах незащищенности, хрупкости человеческой жизни и мимолетности счастья.

He Bo, Several Echoes of March 8, 2018. © He Bo
He Bo, Several Echoes of March 8, 2018. © He Bo

Для Хе Бо также важен вопрос дезинформации и искажения фактов. Фотограф уверен, что публичные высказывания политиков, академиков и новостные ресурсы сбивают людей от собственного анализа событий. Мы находимся под постоянным влиянием чьих-то слов, плохо осознавая, где есть наше независимое мнение, а где навязанное кем-то другим.

Beslan School Siege (1 September 2004 – 3 September 2004), 2016. © He Bo
Beslan School Siege (1 September 2004 – 3 September 2004), 2016. © He Bo

Подобные вопросы Хе Бо задает нам и в другом проекте под названием Since Then, No One Has Talked with You (С того времени никто с тобой не разговаривал) 2016 г. Он представляет портреты людей, которые были участниками одних из самых жестоких атак последних 20 лет: начиная с массового убийства в школе «Колумбайн», захвата Школы в Беслане, нападение на редакцию журнала Charlie Hebdo, и заканчивая терактами в Брюсселе в 2016 г.

Charlie Hebdo Shooting (7 January, 2015), 2016. © He Bo
Charlie Hebdo Shooting (7 January, 2015), 2016. © He Bo

Художник в этом проекте поднимает проблему насилия и того, как образы убийц тиражируются в новостных лентах, провоцируя обсуждения в обществе. Он балансирует на грани реальности и медиареальности, указывая на фактор того, что масштабы трагедии нивелируется и слова о ней обесцениваются с каждым новым новостным выпуском.

Columbine High School Massacre (April 20, 1999), 2016. © He Bo
Columbine High School Massacre (April 20, 1999), 2016. © He Bo

Хе Бо использует метод «составного портрета», разработанный еще в 1880-е года английским исследователем Фрэнсисом Гальтоном. Художник вычленяет лица убийц из картинок новостных программ, в которых упоминались данные события. Хе Бо намекает нам: новостные сенсационные реплики – всего лишь пустые разговоры, отображающие лишь одну сторону событий, в отличие от «невысказанных» слов людей, погибших в этих атаках. Он зашифровывает с помощью фотографий губ жертв, выложенных в Азбуке Морзе, по одному предложению для каждого снимка.

Увеличенный фрагмент коллажа, посвященного массовому убийству в школе «Колумбайн».
Columbine High School Massacre (April 20, 1999), 2016 (Detail).
Увеличенный фрагмент коллажа, посвященного массовому убийству в школе «Колумбайн». Columbine High School Massacre (April 20, 1999), 2016 (Detail).

На выставках с данными работами посетителям давалась возможность не только увидеть портреты убийц, но и услышать эти зашифрованные слова. В комнате, где художник размещал составные фотографии, он выписывал на стене имена жертв, сопротивляясь обезличенности фотографий.

Хе Бо – это фотограф чужих «воспоминаний», он не пытается сфокусировать наше внимание лишь на счастливых моментах из прошлого. Его подход говорит о важности не самого воспоминания, но о том, что такое память в принципе: кто её формирует, как она сохраняется и как мы её воспроизводим.

Текст: Софья Горбачёва

Редактор: Юрий Гудков

Если вам понравился материал, поставьте ему "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте. Или задайте любой вопрос в комментариях.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.