Пусть Соня не растет
Детский писатель и художник Анна Доброчасова не так давно в литературе. Но ее книжки – «Апельсин», «Лунный жук», «Лёшкины карандаши», «Большое и маленькое приключение с Хвостиком», а также недавно вышедшая «Игра Мориарти» – набирают популярность. Это добрые, милые и уютные истории для совсем маленьких читателей. Если же вы еще не знакомы с Анной, самое время подружиться.
Анна, в ваших книгах много тепла, но и приключений не меньше. За что вам отдельный наш читательский поклон! А какие книги вы любили в детстве?
Анна Доброчасова: Самыми первыми были книжки Владимира Сутеева. Потом, как у всех – Носов, Драгунский, детская классика. Лет с восьми взялась за иностранных авторов. Например, если вы не читали Джеймса Оливера Кервуда, очень советую его удивительные книжки «Казан» или «Бродяги Севера». Он работал примерно в то же время, что и Джек Лондон, и в той же тематике – писал про север, про животных. Действие, как правило, происходит в Канаде, и меня поразило, как он описывает природу тех мест. Особенно тронул «Казан» – история про волка, который пытался жить с людьми, о любви волка к человеку. Собак я, кстати, люблю именно благодаря этому автору.
Какая книга в детстве стала для вас главной?
Анна Доброчасова: Рей Брэдбери – самый солнечный писатель, с которым я познакомилась в восемь лет. Его фантастический рассказ «И все-таки наш…» поразил настолько, что Брэдбери с тех пор любимый мой писатель. Это история о том, как машина помогает женщине родить ребенка, но что-то идет не по плану, и младенец остается в ином измерении в виде голубой пирамидки. И, чтобы соединиться со своим малышом, родители уходят за ним, превращаясь в четырехгранник и цилиндр. Я много читала в детстве, но вот этот рассказ – самый-самый, такой трогательный, такой светлый, во многом повлиявший на мое мировоззрение.
Есть ли темы, на которые не стоит говорить с детьми в книгах?
Анна Доброчасова: Однозначно не отвечу, потому что как очень впечатлительный человек сама вряд ли смогу хорошо написать про какую-то трагедию, а как родитель понимаю, что об этом надо с ребенком разговаривать, про теракты, например, и про то, что нельзя с чужими людьми уходить. Мне кажется, такие темы должны брать на себя писатели-психологи, которые могут давать профессиональные советы.
Вообще, ребенку надо видеть всякие книги, чтобы развиваться разносторонне. Иначе получается, например, ситуация, когда бабушки любят советскую литературу и только ее детям подсовывают, при этом не приемлют ничего современного. А жаль, потому что у нынешних авторов есть классные произведения, если же их не читать, то Советский Союз у нас может остаться еще лет на тридцать.
А без чего детская книга и не книга вовсе?
Анна Доброчасова: Мне нравится нежная и добрая детская литература. И чтобы в ней обязательно было много любви. Именно так я пытаюсь писать свои книжки, чтобы брат любил сестру, дедушка – внуков, мама – дочку. Недавно прочитала очень трогательный отзыв на свою работу, в котором одна мама рассказывает, что, когда она читает своим детям вслух, они ее обнимают, потому что в книжке написано: «Соня обняла маму, брата». Как же здорово знать, что благодаря тебе кто-то далекий и даже незнакомый стал чуточку счастливее. Еще у маленьких детей неповторимый юмор, они говорят иногда такие удивительные фразы и не понимают, почему взрослым смешно. И я в своих текстах пытаюсь это уловить. У детей рождаются фантастические идеи, со своей юной наивностью они и в космос летят и еще много чего придумывают, я даже не хочу, чтобы они взрослели. Вот сейчас пришел такой момент, когда мой персонаж Соня идет в школу, а мне так не хочется делать ее шести-семилетней. Потому что это уже другой возраст, другие проблемы.