Мы детей старались воспитывать в уважении к старшим. Тем более к учителям. Чтобы соблюдали субординацию, не фамильярничали и уж тем более не хамили и не грубили.
Для нас, в наши школьные годы, учитель всегда был авторитетом. В младших классах вообще непререкаемым. " Учительница первая моя", седина в волосах, старая и мудрая - ну всем знаком этот стереотип. Моя первая учительница, правда, была вполне молодой, но тем не менее какое там спорить - слушали открыв рот.
В старших классах, тем более в силу подросткового бунтарства, ситуация поменялась. Могли уже и поотстаивать свою точку зрения. Правда, так, понемногу и осторожно.
Но когда пошли учиться мои дети, все довольно сильно поменялось. И, как бы нам не хотелось, чтобы авторитет учителя был выше всего, это как-то не всегда получалось. Первая учительница нашего старшего сына, Димы, была просто потрясающей. Именно такой, о которой поется в песнях. И к какой мечтают попасть все дети. Я о ней рассказывала тут.
Но ее из школы "ушли", она не довела даже класс до выпуска. Последний год ребенка доучивала уже другая учительница, и это было совсем не то, что хотелось.
Ну, из той школы мы сбежали. Нашли прекрасную гимназию, к тому же в пределах доступности.
И все вроде было отлично. Сначала.
Но вот только учительница моих первоклашек была женщина молодая, эмоциональная, впечатлительная. И ей выкрутасы моего младшенького, Вани, которому к тому же на уроках было откровенно скучно, слегка стояли поперек горла.
Тем более что он в классе не один. Их там тридцать два, и все - таланты.
В школу-то был довольно строгий отбор. Тем более она тогда еще официально называлась "Музыкально-математическая гимназия". То есть обязательная музыка, очень сильная. И математика, тоже преподаваемая на высшем уровне. Причем с младших классов особую программу начинали давать.
Понятно, что детей старались брать не первых попавшихся, а после долгих, больше года, подготовительных курсов. И тщательного отбора.
Нас, кстати, чуть было решили не брать. Тем более что на курсы мы пришли уже где-то с половины. Но потом передумали. Это тема для отдельного рассказа.
Ну вот, значит, имеет эта молодая Юлия Юрьевна тридцать молодых дарований. Каждый их которых норовить что-нибудь этакое отчебучить.И справляться ей с ними тяжеловато.
Сама не так давно из института, да еще сколько-то в декрете посидела. Пришла, вся такая романтически настроенная, полная планов и идей, в мечтах сплошные благодарные ученики, почет и уважение - а тут ей вместо сбычи мечт суровая реальность.
Ей, понятно, было тяжело. А когда класс стал уже не первый, а второй, Юлия Юрьевна снов собралась в декрет.
А беременной работать с толпой непокорных школяров еще сложнее, чем в обычном состоянии. И так сплошные неполадки, то тошнит, то голова кружится, то усталость наваливается - а тут эти юные гении. Вечно что-нибудь новенькое придумают.
В дневнике сына стали появляться несколько странные запись. Замечание "ОпАздал!" я еще как-то пережила. Хотя я считаю, что педагог начальных классов не должен делать ошибок в русском языке. А уж тем более грубых. И тем более в дневниках и тетрадях учащихся.
Но я отнесла это на осложнения беременности. Мало ли, глаза замылились под конец рабочего дня, вот и не обратила внимания. Начал делать такие ошибки, которые в нормальном состоянии никогда бы не сделала, чего уж придираться, с каждым может случиться.
Но тут ребенок пришел из школы в крайне расстроенном состоянии. Весь понурый, расстроенный до не могу, мрачный...
Причина крылась в странной надписи в его дневнике.
Юлия Юрьевна решила блеснуть знанием классиков. И написала что-то вроде "Ученик туп, глуп и нерадив..." и еще там что-то. Дословную цитату не найду, но вроде бы это было из Чехова. Рядом требовалось расписаться, что я ознакомлена.
Ну с этой цитатой я не была ранее знакома. Так что да, ознакомилась.
Но то, что подобное пишется в дневник, мне категорически не понравилось. Это все-таки школьный дневник, а не литературное издание.
Тем более мне не понравилось, что Ваня чувствует себя просто совершенно растоптанным и униженным.
Сразу ругаться с руководством школы мне не захотелось.
Но я-то классиков тоже мало-мало знаю, да? Не одна Юлия Юрьевна в школе когда-то училась.
Надо расписаться? Хорошо, сделаем.
Поэтому я взяла и написала в дневнике следующее:
" Леность и непонятливость воспитанника обращаются в вину педагога и суть только вывески его собственного нерадения; он не умел, он не хотел овладеть вниманием своих юных слушателей" (Гоголь)
Вот за эту цитату ручаюсь. Я ее хорошо помню и знала, где найти, даже в условиях почти что отсутствия интернета. У нас домашняя библиотека будь здоров.
Ваня воспрял духом и радостно понес дневник с подписью родителей учительнице на показ.
Надо сказать, больше таких шедевров у него в дневнике не появлялось. Равно и у остальных. И вообще гораздо меньше замечаний стало. Тем более что вскоре Юлия Юрьевна ушла в декрет, и класс вела другая учительница, гораздо дружелюбнее относящаяся к детям.
Это, конечно, нарушало установку, которую мы дого внушали детям: мол, учитель всегда прав, потому что он - учитель, а вы - ученики.
Но что было еще делать в такой ситуации? Позволять и дальше унижать ребенка, тем более такими изощренными методами? Не годится.
Пойти и просто поругаться, закатить скандал с привлечением школьного руководства? Тоже нехорошо. Тем более школа в целом просто отличная, у меня там все дети учились, и младшая сейчас учится. Зачем же ругаться с хорошими, в общем-то, людьми?
Но такое решение тоже оказалось вполне нормальным. Хоть дети и задумались на тему, всегда ли прав учитель, но поняли, что бороться лучше не банальной руганью, а как-нибудь поизящнее.
Фото pixabay.com
Текст мой.
Если понравилось, пожалуйста, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на мой канал!