Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России» установлена одна из самых славных дат – 24 декабря. В этот день в 1790-м году под натиском русских войск под командованием А.В. Суворова пала турецкая крепость «Измаил», что предопределило исход русско-турецкой войны 1787-1791 г.г.
Потребовав в 1787 году в ультимативной форме от России возвращения Крыма и протектората над Грузией, а также прав на досмотр следующих турецкими проливами торговых российских судов, Турция рассчитывала на безусловное выполнение этих требований. Однако удовлетворяющий турков ответ от России получен не был. Реваншистские планы по возврату потерянных в предыдущей войне территорий воплотились 12 августа 1787 года в объявление Турцией войны России. Таким образом, мирный договор, заключённый в 1774 году, утратил силу.
Начавшаяся война воистину стала триумфом русского оружия! Успешная оборона крепости Кинбурн в первый год войны, завершившаяся разгромом турецкого десанта, положила начало последующим славным викториям русских воинов под командованием А.В. Суворова и князя Потёмкина.
Повторный штурм так же не увенчался успехом, турецкие войска прекратили бесплодные попытки овладения ставшей для них неприступной крепостью и оттянулись к Дунаю, где стали готовиться к новым боям.
1788-й год ознаменовался осадой и взятием русскими войсками крепости Очаков. Перед началом кампании возникло серьёзное разногласие между Потёмкиным и Суворовым по тактике действий. Суворов предлагал лихим штурмом и натиском сбить противника со стен, ворваться в город и вынудить противника или капитулировать, или уничтожить его. Потёмкин же был приверженцем традиционного проведения осады с построением долговременных фортификационных сооружений вокруг крепости, с изнуряющими бомбардировками и блокированием путей снабжения осаждённых, что повлекло бы неминуемую, по его мнению, сдачу твердыни.
Этот план действовал до декабря, когда стало ясно, что осада Очакова уже неприлично затягивается. Потёмкин, смирив гордыню, отступил от своего плана и предоставил возможность действовать Суворову.
И вот утром 17 декабря русские войска пошли на штурм, овладели земляными укреплениями на подходах к крепости, захватили крепостные бастионы и стены, после чего «на плечах отступающего противника» ворвались в город. Через час всё было кончено: Очаков пал. В ознаменование этой победы была учреждена медаль «За взятие Очакова»
Медаль "За взятие Очакова"
В 1789 году русские войска под командованием Суворова при участии союзного австрийского корпуса принца Кобургского одержали знаковые победы при Фокшанах и Рымнике. Деморализованные беспорядочно отступающие турки потеряли убитыми и утонувшими в реке Рымна около 20 тыс. человек при русских потерях не более 500 погибших солдат. После этой победы А.В. Суворов был удостоен высочайшей награды империи – Ордена Святого Георгия 1-й степени и графского титула с почётным наименованием к титулу «Рымникский»
Казалось бы, на этом можно было ставить точку в затянувшейся войне. Россия на правах победителя выдвинула свои условия мира, однако турки всячески затягивали переговоры по подписанию мирного договора, рассчитывая выторговать более приемлемые для себя положения этого документа. Для большей сговорчивости турок нужна была ещё одна победа – взятие крепости Измаил, после падения которой всякое упорство противника в подписании мирного договора теряло смысл.
Крепость Измаил была сильным турецким фортификационным сооружением, над укреплением которого потрудились французские и немецкие инженеры, превратившие её в неприступную твердыню. Её удобное географическое положение многократно усиливало творение рук человеческих. Южный фланг крепости прикрывал широкий в этом месте Дунай, а сама крепость располагалась на покатых высотах севернее реки, открытых для губительного огня со стороны укрепления. При гарнизоне около 40 тыс. человек при 260 орудиях, больших запасах продовольствия и огнеприпасов, с протяжёнными валами, обнесённая рвами с водой, крепость по всем меркам военного искусства того времени действительно была неприступной. Или казалась таковой…
Осада крепости «по всем правилам», как в случае с Очаковым, первоначально предпринятая Потёмкиным и начатая в октябре 1790 года, никаких положительных результатов не принесла. Было принято решение неудачную осаду снять и секретным приказом вызвать графа Суворова-Рымникского, чтобы он взял под командование все русские войска непосредственно у Измаила и завершил начатое дело. Покинув Браилово, где была расквартирована его дивизия, военачальник вместе с созданным и любимым им Фанагорийским гренадёрским полком 2 декабря прибыл к Измаилу.
Вернув в окопы отходящие русские «осадные» войска графа Потёмкина, Суворов 7 декабря послал ультиматум сераскиру Мехмет-Эмину, командующему обороной крепости. Ультиматум был краток, понятен и недвусмысленен: «Сераскиру, старшинам и всему обществу. Я с войсками прибыл сюда. 24 часа на размышление – воля. Первый мой выстрел – уже неволя, штурм – смерть, что и оставляю вам на размышление». К несчастью Мехмет-Эмина, уверовавшего в неприступность Измаила, ультиматум им был отклонён.
В 3 часа ночи 11 декабря 1790 года Суворов скомандовал: «Вперёд, солдатушки!» И 30 тысяч русских солдат колоннами (всего было 9 колонн) пошли на приступ. Примечательно, что количество обороняющихся значительно превышало число наступающих, что было немыслимо по всем канонам ратного дела! Речная дунайская флотилия высадила десант, который под прикрытием артиллерийского огня кораблей незамедлительно вступил в бой…
Вскоре схватки завязались сначала на стенах крепости, потом бои закипели на улочках Измаила. Турки оборонялись ожесточённо и обречённо: условия ультиматума они знали… Русская картечь из 20 лёгких орудий, введённых в город, буквально вычищала улицы от неприятеля. К двум часам дня всё было кончено: противник потерял убитыми более 26 тысяч человек (ещё 2 тысячи скончались через сутки от ран), более 9 тысяч турецких солдат было взято в плен. Безвозвратные потери русских составили 1880 человек, раненых около 3 тысяч. До 400 знамён вместе с военным имуществом, продовольственными запасами и речными судами стали достойным трофеем русской армии. Город, заваленный трупами и залитый кровью, был отдан войскам на разграбление на три дня.
Взятие Измаила оказало огромное влияние на ход войны и заключение в 1791 году Ясского мира между бывшими противниками. Был подтверждён статус Крыма как Российской территории, русско-турецкая граница отныне проходила по реке Днестр, таким образом, вся территория от Кубани до Днестра закреплялась за Россией.
Звание генерал-фельдмаршала, на которое рассчитывал Суворов после взятия Измаила, он получил только в 1794 году после подавления польского восстания.
Но это уже другая история…