Каких только чудес не зарождается на земле японской!
Не так давно я радовался знакомству с siren armature от разработчика Yashima Electric, и вот мной предполагается знакомство с очередной "диковинкой" - сразу двумя продуктами компании Oсharaku Inc. Точнее, лишь одна модель принадлежит Ocharaku а вторая - продукт компании TTR Corp, производящей ряд моделей на основе лицензирования патентов разработчика Ocharaku. Однако для начала немножко истории.
Предистория и философия проекта Ocharaku
В далеких 80х году балом портативного аудио правили Walkman. Все более качественные кассетники требовали все более качественных наушников и в 1982 г молодой инженер Makoto Yamagishi , работающий в компании SONY придумал технологию Acoustic Turbo-Circuit, на основе которой была выпущена лучшая модель вкладышей этой фирмы, MDR-E282. Наушники, которые до сих пор входят в топ5 лучшиx вкладышей ever made.
Почти 30 лет Макото работал в компании Sony, однако в 2010 году он решил основать свою собственную частную фирму по производству "лучших в мире IEM наушников", используя ряд своих патентов и разработок.
Так родилась компания "音茶楽 (произносится как Ocharaku)"
Название компании четко отражает философию производимых ею продуктов. Оно состоит из трех иероглифов (слов):
音 Oto (Звук)
茶 Cha (Чай)
楽 Raku (непринужденность, наслаждение)
"Интимное наслаждение музыкой, как удовольствие от церемонии чаепития." Кроме того, технические решения примененные в моделях Ocharaku делают их внешне очень похожими на маленькие чайнички, чьи носики (звуководы) несут звук наслаждения в уши своих владельцев.
С 2010 года модельный ряд Ocharaku разросся до приличных масштабов.
Попробую дать расшифровку названий моделей, которая, надеюсь, поможет сориентироваться в сем многообразии видов "музыкальных чайничков".
Итак, все разнообразие моделей делится на 2 подгруппы:
1. Flat4 что означает Full-range 2-element 4-way effect
Эта подгруппа не похожа ни на что виденное вами ранее, и состоит из 2х драйверного излучающего элемента, реализующего 4 специфических эффекта для достижения высококачественного звука.
Эти модели изготавливаются вручную, только компанией Oharaku
Базовой, самой недорогой моделью является Flat4 SUI, с корпусом из алюминиевого сплава, особого состава. Остальные модели собираются в корпусах со вставками из ценных пород древесины.
Версии Plus означают, что использован стандартный 3.5мм джек. Balance означает балансную версию модели
"KURO" (черный) или "AKA" (красный) означают цвет верхнего звуковода-дифрактора. Черный - стандарт, красный - увеличенный по длине, рекомендован для людей с укороченной длиной слухового канала. В некоторых моделях слово KURO опущено, по умолчанию считается что использован стандартный (оптимальныйс точки зрения разработчика) дифрактор.
2. Группа моделей Donguri (желудь, название дано из-за своеобразного внешнего вида)
Ocharaku выпускает только 1 модель этого вида: Donguri Keyaki.
Так что тут заблудится невозможно.
Однако, лицензирование патентов, реализованных в этой модели, дало компании TTR возможность выпуска целого ряда моделей в этой группе (начиная с простых Co-Donguri, более совершенных Donguri-RAKU и Сhonmage3)
Эта группа основана на 1 драйвере и реализует от 1 (Co-Donguri) до 3 (Chonmage3) патентов Ocharaku.
В мои руки попала топовая модель TRR Chonmage3 и Flat4 SUI (младшая модель Ocharaku) Chonmage3 выпускается по лицензии Ocharaku с 2015 года. Модель относится к линейке "желудей" и объединяет в себе целый ряд ноу-хау.
Главной особенностью всех без исключения "желудей" является система, именуемая Tornado Equalizer (Japan patent No.4681698). В Chonmage3, помимо этой системы, используется уже упомянутая ранее acoustic turbo circuit и система контроля воздушного давления в задней камере наушников A.I.R.
В общем, почти весь букет..
Торнадо эквалайзер представляет собой систему из 2 параллельных звуководов, в которых за счет интерференции сигналов происходит эффективная эквализация пика в окрестности 6кГц, возникающего из-за закупоривания слухового прохода наушником. В обычных IEM с этим паразитным явлением борятся путем размещения в устье звуковода разного рода акустических сопротивлений (которые работают не только в окрестности 6кГц, но и в широком диапазоне частот ниже и выше, делая звучание мутным и смазанным) Такое элегантное решение позволяет убрать все преграды на пути звука от драйвера к вашей барабанной перепонке. Звучание должно быть изумительно ясным и кристально чистым.
Цитата (перевод мой):
"В закрытых динамических IEM приходится бороться со следующими ухудшающими качество факторами :Если сделать переднюю и заднюю камеры для динамического излучателя полностью герметичными мы сможем существенно снизить утечки звука, повысить звукоизоляцию. Однако такое решние нагрузит диафрагму излучателя и приведет к снижению отдачи на НЧ из-за повышения резонансной частоты. Высокое внутреннее давление также приведет к росту ненужных ревербераций, что также снизит ясность звучания и точность звуковых образов A.I.R система контроля давления в передней и задней камерах излучателя:Камеры соединены между собой акустическими элементами Ma, Ra.
Это снижает давление в задней камере, что приводит в результате к предотвращению роста резонанса в системе (более глубокий бас) и снижению внутренних ревербераций (точность звучания)A.I.R система связанных объемов для контроля давления состоит из 2х камер Сb и Cc связанных тонкой трубкой Mb, Вторая камера Сс имеет связь с внешним миром через вторую трубку Mc. Эта конструкция формирует сложный ФВЧ, что снижает утечку звука из камеры наружу при этом обеспечивая адекватную работу динамика на НЧ.."
Конструкция Flat4 существенно более заморочена (Japan patent No 4953490):
Система состоит из 2 идентичных излучателей стоящих к друг другу "задом и работающих в фазе. При этом излучение второго динамика смешивается с излучением первого через трубку-фазовращатель. Такая модель позволяет добится сразу нескольких эффектов:
1. Таковое расположение излучателей эффективно гасит все резонансные явления в корпусе наушников, так как в средней камере мембраны динамиков движутся в противофазе, то есть навстречу друг-другу. При этом падения отдачи на НЧ не наблюдается, так как полезный сигнал в звуководе суммируется в фазе.
2. Из-за параллельного включения излучателей (и их работе в фазе на НЧ-СЧ, уровень чувствительности повышается на 3 дБ. Наушники звучат громче и динамичнее.
3. Трубка-фазовращатель (или дифрактор) соединяющая два динамика имеет строго определенную длинну. За счет задержки излучения при прохождении через нее происходит глубокая дифракция (вычитание) полезных сигналов на частоте настройки системы (6кГц, о которых я уже упоминал выше). Что приводит в итоге к
4. Ясному и чистому звучанию из-за снятия необходимости использования звуковых сопротивлений в звуководе. Это решение позволяет добиться от IEM кристального звучания, аналогичного таковому у открытых полно размерных наушников
Достаточно подробный технический анализ модели Flat4 SUI доступен тут.
Несмотря на то, что строго в соответствии с расчетами наблюдается глубокий ноль на АЧХ в окрестности 6кГц, общий ее вид очень своеобразный.
На ВЧ АЧХ имеет непредсказуемо-неряшливый вид из-за кучи резонансных явлений наблюдаемых в системе.
На НЧ система опозитной работы драйверов демонстрирует очень аккуратный бас и быстрое затухание.
Конструкция имеет целых три вента для тонкой настройки.
Закупоривание каждого из них вносит существенный вклад в итоговую АЧХ системы. Рекомендуется закрытие вента в передней камере (рост отдачи в окрестности 3кГц, вкупе с ростом НЧ) и совместное закрытие бокового вента (снижение отдачи на НЧ). В итоге характер и количество баса почти не меняется, лишь растет отдача в зоне презенса (3кГц).
1.1 Антураж и эргономика "желудя".
Начнем по порядку, с более простой модели серии "желудь", Chonmage3
Наушники на поверку оказались существенно крупнее, чем мной предполагалось. Корпус очень массивный, наверное даже больше, чем у "пингвинов" Fostex TE-02n
Несмотря на габаритность, округлые формы и очень маленький вес (корпус по всей видимости сделан из пластика) позволяют достаточно надежно посадить наушники в ухо и не доставляют дискомфорта при длительном использовании.
Вместе с тем и не дают возможности забыть о себе, в отличие от гораздо более миниатюрных "теноров".
Кабель у Chonmage (кстати как и у Flat4 SUI), очень похож на таковой у Zero Audio CT200. Ну разве что может быть неуловимо толще. Точно такой же, обрезиненый, в меру мягкий и не склонный к спутыванию. Джек прямой и немаленький. На нем красуется надпись Thailand, призванная, видимо, лишний раз напомнить о бюджетности модели. Разделитель также довольно крупный, с иероглифами, наверное описывающими имя модели на японском.
В общем, никаких слишком положительных или слишком отрицательных особенностей в конструктиве мной не обнаружено. Для запрашиваемой стоимости (около $200), пожалуй, модель выглядит слишком неказисто и скромно.
Антураж и эргономика...4- (минус за габаритность конструкции)
1.2 Антураж и эргономика Flat4 SUI
Габариты, говорите, большие? Это вы еще топовой модели не видели!
Flat4 раза в 1.5 больше предыдущей модели, что понятно - все-таки в конструкции уже 2 дравера используется..
Мало того, что корпуса просто гигантские, так еще и звуководы повернуты под углом не внутрь, к уху, а наружу! Я специально проверял маркировку R\L - ошибки нет, при посадке кабелем вниз изгиб звуководов приводит к тому, что немаленькие корпуса свешиваются из ушных раковин наружу. Может, они заточены на черезушное ношение? - подумал я. Однако попытка посадить их вверх-ногами была безуспешной: "ручки" а точнее трубы-дифракторы упирались в козелок и не позволяли пользоваться моделью в таком режиме эксплуатации.
Итог: конструкция умопомрачительно громоздкая и неудобная на практике. Увы, но лично для меня это совершенно точно, так.
Что касасется кабеля, отличия между моделями минимальны: все тот же по органолептике обрезиненый кабель, с прямым
джеком и крупным разелителем. Разве что иероглифы иные, и надпись Japan говорит за благородство происхождения..
Антураж и эргономика...3- (оценку за эргономичность еще ниже сложно себе представить. На моей памяти были лишь еще одни наушники, примерно столь же неудобные - UE triple fi10, да и то, по-моему Flat4 удалось их перещеголять)
2.1 качество звучания: TTR Сhonmage3
Итак, с уверенностью могу сообщить, что продукты компании Ocharaku\TTR абсолютно точно относится к категории love it or hate it, то есть его или безраздельно любят или откровенно ненавидят. ПРичина тому - откровенно непохожее на иные IEM модели звучание, которому присущи как ярко положительные нюансы, так и откровенно отрицательные. Напомню, что основной идеей и концептом продуктов от Ocharaku было ибавление от каких-либо фильтров\преград на пути звука. Это явно и четко слышно: я не встречал ранее иной модели звучащей столь ясно, открыто и динамично. Этот факт является определенным откровением и основной чертой \плюсом модели. Однако, у данной черты есть и обратная сторона: как у многих высокочувствительных многополосных IEM, данным наушникам свойственно с легкостью доносить до слуха все шумы аудитракта (включая шумы самой записи), а также мельчайшие нюансы фонограмм. Если вы слушаете винилрип, будьте уверены - Chomage3 не даст вам ни на секунду забыть об этом - на гора будут выложены все щелчки, потрескивания и прочие артефакты, запечатленные в аудио файле. Абстрагироваться от таких мелочей у вас не получится.
Звук у Chonamge3 полнотелый, теплый, округлый. НЧ\СЧ подаются очень хорошо, баланс отменный. Никакой маскировки басом, никакого гудения или рыхлости. СЧ выдвинуты на передний план и блещут оттенками и подробностями. Наушники напоминают собой чувствительные широкополосные АС в рупорных оформлениях: да, они звучат окрашенно, да они не предлагают архикрасивых ВЧ, да они не давят инфрабасом, но при этом звучат изумительно плотно, динамично и когерентно. Переход на хорошие динамические IEM (в частности на Zero Audio CT200) сродни холодному душу: на контрасте становится явно слышно насколько ZA задавлены на середине, насколько их звучание вялое и резиновое. При всем том, что общий характер и тоналка у ZA гораздо более ровный, сбалансированно-ладный и комфортный. Chonmage3 как "ершистый холерик" - звучат очень пронзительно и откровенно, при этом резко и зачастую некомфортно.
И если на камерных записях неприятным акцентом является лишь легкий форсаж самых верхних сиббилянтных областей (типа звуков Ч, Щ на вокале), то стоит поставить фонограмму, в записи которой принимал участие ударник с перкуссией, то звуку приходит хана. Звучание скатывается в тотальный и беспросветный дребезг.
Увы, но несмотря на все достоинства, Chonmage3 характерен явный и прилично сильный форсаж ВЧ области, в окрестности 8-10 кГц. Так что при прослушивании фонограмм, со спектром в этом диаппазоне, звучание маскируется ВЧ хвостами, становится жестким и механистично-отстраненным, теряя свое очарование и притягательную открытость.
Да,я легко могу понять владельцев Chonamge3 которые слушают джаз и прочее аудиофильское и получают офигительно наслаждение от этой модели. Поскольку, как уже мною упоминалось, ряд прикольных особенностей ранее мной не отмечался ни у одной из моделей IEM. С другой стороны я могу понять любителей рока, которые как от огня убегут от этой модели, и отнесутся к ее обожателям с октровенным непониманием. Ибо почти ничего кроме дребезга и дисторшена на загруженных по ВЧ треках слышно не будет.
Возможно, что данную проблемку можно решить с помощью аккуратной парамтерической эквализации (в любом устройстве c ПО rockbox), но увы, мне недостало времени для экспериментов с таким решением.
Chonamge3 улетел к новому владельцу, которому предстоит уже самому разобраться с этой спецификой.
Я затрудняюсь оценить качество звука модели, поскольку она слишком странная.
Такие черты как полновесность звука, взрывная динамика и удивительная ясность, свойственные самым достойным и дорогим моделям IEM, уживаются в ней с откровенными и явными проблемами на ВЧ. Что не позволяет мне выносить целиком положительный вердикт. Надеюсь, что описанные мной особенности характера звучания позволят любителям персонального аудио сделать для себя правильный выбор.
"Любите музыку, а не аппаратуру!"...
2.2 Качество звучания Flat4 SUI
Касательно этой модели от Ocharaku можно сказать следующее.
Как и во многих моделях с 2 драйверами, звучание которых строится на дифракционно\интерференционных аспектах, подача у SUI "тугая", сдержанная. Ощущение гипертрофированности детальности и высокой чувствительности тут в отличие от предыдущей модели - нет.
При этом воображаемая сцена строится достаточно непривычно.
В отличие от Chonmage3 звучание у модели не такое теплое: несмотря на работу сразу 2 драйверов назвать модель басовитой не получится. Наоборот, такое ощущение, что работают динамики в противофазе и на НЧ сдерживают (демпфируют) друг-друга. Бас есть, он плотный и ни в коей мере не маскирующий все остальное. СЧ слегка притоплены, дистанцированны. Из-за этого, возможно, и создается ощущение непривычной широты и глубины сцены.
В сравнении с Chonamge SUI звучит более нейтрально и серо. Подача более "бестелесная" и серая. Никуда не делись проблемы на ВЧ, поскольку, как я понимаю, во всех без исключения моделях Ocharaku\TTR используются одни и те же излучатели. Так как модель не столь басовитая, то жесткость звучания, характерный металлический подкрас, тут выражен в слегка более явной форме. Положа руку на сердце, с учетом разницы в стоимости и существенно худшей эргономики у SUI, при непосредственном сравнении этих двух моделей в стоковом виде я бы предпочел все же младшую (Chonmage3)
Всем владельцам Flat4 я советую попробовать следующие обратимые доработки:
1. Заклеить ПАС в передней камере (под звуководом). В четком соответствии с замерами приведенными выше, звучание на НЧ обретает массивность, близкую к таковой у Chonmage3. Бас становится мясным и вкусным. При этом также устраняется провал на верхней середине, звучание становится в итоге более интимным и близким (менее сухим и бестелесным). Однако теряется в некоторой степени особенная обьемность звучания (эффект удаленности звуков).Звучание становится более ординарным, не столь необычным.
2. Металлический окрас перкуссии и подчеркивание сиббилянтов можно устранить небольшой эквализацией. Ставим -6дБ в окрестности 9-9ю5кГц с добротностью 0.8-1 по шкале параметрика rockbox.
В итоге Flat4 становятся менее своеобразными по подаче, более нейтрально-гармоничными и ладными. Однако, приведение их к обычности может пойти в разрез с аспектами, привлекающими к ним некоторых владельцев. В любом случае я советую хотя бы попробовать оба варианта коррекции звучания и определится с их влиянием\необходимостью в каждом случае индивидуально. Благо все это с легкостью убирается и привоится к стоку.