Вот уже несколько лет в различных регионах России родители спорят с администрациями школ и региональными чиновниками по поводу финансирования обучения детей на дому (не стоит только путать эту форму с вынужденным надомным образованием по состоянию здоровья).
Домашнее образование - дело добровольное и родители в данном случае берут на себя ответственность за качество подготовки своего ребёнка. Как правило, на домашнее обучение переводят своих детей родители, недовольные качеством образования в школе или в случае, когда ребёнок не может найти взаимопонимание с одноклассниками и педагогами. В любом случае, образование ребёнка – это трудозатраты, финансирование которых идёт за счет бюджетных средств. И если деньги за эти трудозатраты не получают педагоги, то на них вправе рассчитывать родители, которые обязуются освоить с ребёнком положенную программу и пройти все необходимые формы аттестации.
В 2000-е годы документы, регламентирующие порядок компенсации, для тех, кто перешёл на надомное образование, были отменены. Теперь директора школ стали заявлять родителям, что ст. 5 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право на бесплатное образование, но воспользуются родители этим правом или нет - это их выбор. В том случае, если они не воспользовались, никаких прямых компенсаций не предусмотрено.
Действующее законодательство, тем не менее, не запрещает выплату компенсаций за образование в семье. Только теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит, именно они должны принять решение о выплатах. К сожалению, такие «местные» законы приняты далеко не везде. И это значительно усложняет родителям получение компенсаций за домашнее обучение ребенка.
До недавних пор среди передовиков здесь была Омская область. В этом регионе с 2013 года платили компенсацию из бюджета родителям, у которых дети находятся на семейном обучении. Выплаты составляли примерно от 8 до 12 тысяч рублей в месяц, в зависимости от возраста ребенка (чем старше класс, тем выплата больше). Эти деньги, конечно же, не покрывают всех затрат, связанных с образованием ребёнка на дому, ведь в старших классах приходится нанимать репетиторов – тех же учителей. К примеру, на одного школьника из бюджета выделяется около 30 тыс. руб. в месяц.
И всё-таки, омские чиновники решили с 1 сентября следующего года эту компенсацию отменить или, как они выразились, сделать её более адресной. Только по каким критериям она будет выделяться – никому не понятно.
Родители считают, что таким образом администрация хочет вернуть детей в школу. Но те, кто понял плюсы домашнего образования (как правило, это семьи, где есть свои педагоги) не собираются возвращаться в переполненные классы, где дети иногда учатся тому, что никак не связано с образованием.
Надо заметить, что в целом, большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались. Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на «домашнее образование», родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако Фемида пока что не на их стороне. Похожая ситуация сложилась и в ряде других субъектов Федерации.
Конечно, это довольно странно, учитывая, что средства образовательным учреждениям выделяются на обучение всех школьников и идея «лишать» денег детей, учащихся дома, выглядит совершенно нелогично. Более того, это противоречит статье 43 Конституции РФ, в которой говорится о том, что «Российская Федерация… поддерживает различные формы образования и самообразования».