Найти тему
Журнал book24.ru

Три могучие буквы! Как писатели относились к ругательствам и мату?

Оглавление
Некрасов, Ахматова, Толстой и другие о ненормативной лексике.

Он велик и могуч! Он разнообразен, витиеват и прямолинеен. Он оскорбляет и выражает восхищение. Он удивляет и шокирует. С ним пытаются бороться, но это походит на сражение с ветряными мельницами. История его возникновения до сих пор вызывает споры. Версий много, верной так и нет. Истинно только одно – он плод народного творчества, от которого этот самый народ отказываться не намерен.

Он – русский матерный язык! Не спешите произносить вслух ваше «Фи!». Мы не собираемся знакомить вас с самыми яркими представителями нецензурной брани и тем более приводить – примеры. Мы расскажем вам о том, как к нецензурной брани относились выдающиеся литературные деятели.

1. Александр Пушкин

-2

Как вы помните, светоч русской поэзии не обходился в ней и без ругательств. Бранные слова Пушкин использовал как в обычной жизни, так и в своем творчестве. Свою позицию Александр Сергеевич объяснял очень просто: какова компания – таков и разговор. Так что высокопарные слова стоит оставлять за порогом кабака.

Пушкин даже сожалел о том, что в «Борисе Годунове» вымарали всю нецензурную лексику и крепкие выражения как на французском, так и на русском языке.

2. Николай Некрасов

-3

Николай Алексеевич также не боялся матерщины и мог ввернуть в разговор крепкое словечко и не одно. Один из его друзей даже вспоминал, как в ходе разговора писатель мог попросить свою жену выйти за дверь, так как собирался выругаться.

Фекла Анисимовна привыкла, что рассказы о сельской жизни и об охоте без подобных высказываний не обходились, потому спокойно вставала и выходила из комнаты.

3. Иван Бунин

-4

Бунин пошел по стопам Ожегова. Правда Иван Алексеевич составил словарь слов матерных, ради которого даже выписал деревенского мальчонку, собиравшего самые яркие и замысловатые ругательные слова и песни. Работой он очень гордился и даже подарил свой труд почетным академикам.

Однажды те знания, что он почерпнул из собственного же словаря, спасли ему жизнь. Разгоряченная толпа обвиняла Бунина в поджоге и собиралась бросить его в костер. Только залихватский поток бранной ругани, коим их одарил писатель, помог остановить разбушевавшихся.

Матерным языком Бунин искренне восхищался и с удовольствием слушал нецензурные импровизации своих друзей. А порой и сам мог завернуть такой замысловатый оборот, чтоб обзавидовались бы и портовые грузчики.

4. Лев Толстой

-5

Деревенский житель Толстой, как и все его домочадцы, спокойно относился к нелитературным выражениям, постоянно используя их в речи и не придавая им особого значения. Это подтверждают воспоминания бывавших у него в гостях Горького и Чехова.

Коллеги подмечали, что Лев Николаевич использует бранные слова только потому, что в контексте без них не обойтись. Но в его устах они теряют матерную силу и былую грязь.

5. Анна Ахматова

-6

Анна Ахматова не использовала ненормативную лексику ни в обиходе, ни в литературе. Но ругательства и бранные слова ничуть не смущали выдающуюся женщину. Ее подруга вспоминала, что сидя в компании с людьми, позволяющими себе вставлять в речь неприличные слова, Ахматова не краснела.

Анна Андреевна утверждала, что для исследователей русского языка запретных слов не существует.

Ругательства и матерные слова использовали в своем творчестве многие писатели и поэты от Есенина, Лермонтова и Маяковского до Лимонова. Ответ на претензии у них был почти всегда один и тот же, что невозможно простым людям, особенно тем, кто находятся на дне, выражаться высокопарными словами и академическими оборотами. А крепкое словцо и матерное выражение как ничто другое передает весь смысл сложившейся ситуации.

А как вы относитесь к мату в литературе и бытовой жизни? Делитесь в комментариях!

До новых книг!

Ваш Book24