Найти тему
Ретроспектива PRO

Робер Сюркуф – великий корсар Франции

В 1788 году к капитану Тардиве французского судна «Аврора», специализирующегося на перевозке рабов, подошёл молодой человек 15 лет отроду и попросился на судно матросом. Будучи крепким малым со смышлёным взглядом и здоровым румянцем на щеках, он был без особых проволочек принят в команду. Через несколько дней судно вышло в море и взяло курс на африканский континент за невольниками. Так началась морская карьера одного из самых знаменитых корсаров всех времён и народов – француза Робера Сюркуфа.

Робер Сюркуф
Робер Сюркуф

Урождённый французского Сен-Мало 1773 года, Робер с сызмальства грезил морскими приключениями, дальними странами и славными баталиями на кораблях под белоснежными парусами. И немудрено: отпрыск по материнской линии был роднёй знаменитому корсару Рене-Дюгэ Труэну.

Сменив несколько кораблей и поплавав вторым помощником капитана, Сюркуф настолько уверовал в свои силы, что по возвращении во Францию стал уговаривать родственников и друзей… купить ему корабль. Похоже, он был очень убедителен, так как через некоторое время Робер стал капитаном собственного брига «Креол». Попробовав заняться уже запрещённой в 1792 году работорговлей, он потерпел неудачу и сбежал вместе с кораблём из-под ареста c острова Мадагаскар. Корсарская кровь будоражила и не давала покоя молодому капитану. В 1795 году, так и не получив корсарского патента, он снарядил 4-х пушечную шхуну «Скромница» и отправился пиратствовать в район Сейшельских островов. Надо сказать, что команда полностью поддержала авантюрный замысел Сюркуфа...

Удача благоволила новоявленному корсару. На остров Реюньон, который был заморским регионом Франции, один за другим направлялись перехваченные пиратом торговые корабли с тиком, сахаром, пряностями и золотыми слитками. Однажды добычей корсара даже стал английский военный корабль с 26-ти пушечным вооружением! Благородно отпустив пленных на предоставленной им шхуне «Диана», Сюркуф с двумя захваченными кораблями вернулся на Реюньон.

Остров Реюньон в 700 км от Мадагаскара
Остров Реюньон в 700 км от Мадагаскара

Каково же было его разочарование и возмущение, когда губернатор острова объявил все призы конфискованными, так как Сюркуф пиратствовал без корсарского патента, и на основании этого чиновник не выплатил корсару положенный процент с добычи…

Однако в континентальной Франции, куда в поисках справедливости обратился обиженный пират, его вклад в пополнение государственной казны признали весьма существенным, ему вручили корсарский патент и была выплачена довольно таки внушительная сумма.

Летом 1798 года Робер Сюркуф, уже патентованный корсар, вновь прибыл на Реюньон, где уже на законных основаниях (с точки зрения, естественно, французского законодательства) приступил к корсарским набегам на судне «Кларисса» с экипажем в 140 человек при 14 пушках. Губернатор острова после ознакомления с патентом Сюркуфа на корсарство и сменивший гнев на милость, только успевал принимать призовые торговые суда с богатой добычей на борту. Военные корабли англичан также неоднократно были его добычей, благо подчинённые корсара дрались мужественно и умело с ненавистными им англичанами, невзирая на собственные потери.

В 1801 году Сюркуф, весьма разбогатевший от продажи призовых товаров, вновь вернулся во Францию, где вместе со своей возлюбленной Мари-Катрин Блез предался спокойной и размеренной жизни богатого буржуа.

-3

Через 5 лет, в 1806 году, Франция в лице адмирала Линуа потерпела морское поражение в Ост-Индии. Преисполненный негодованием и обуреваемый патриотичными чувствами, Сюркуф вновь отправился в Индийский океан на корабле «Ревенан». Удача и морское везение, как всегда, сопутствовали корсару: захваченные им 14 английских кораблей, груженные рисом, фактически спасли от голода французов-колонистов на Маскаренских островах. От императора Наполеона корсару был пожалован офицерский чин, также Сюркуф был награждён Орденом Почётного Легиона. Внеся очередной весомый вклад в казну государства и попутно преумножив в несколько раз своё состояние, в 1809 году Сюркуф на линейном корабле «Шарль» с триумфом вернулся во Францию.

На этом морская эпопея знаменитого французского корсара закончилась. Но служение Франции и императору продолжалось! На вырученные от корсарского промысла деньги он снарядил и отправил на поиски удачи несколько кораблей, снабдив их капитанов патентами на корсарство. Есть сведения, что одновременное количество его кораблей в море никогда не опускалось ниже отметки в 19-20 кораблей.

Служение Франции барон Робер Сюркуф (а он заслужил этот титул от Наполеона своими подвигами во славу Франции!) не прекращал до самой своей смерти в 1827 году. В памяти потомков он остался одним из самых удачливых корсаров, богатых и почитаемых судовладельцев Франции.

Марка, выпущенная на Маврикии, посвященная корсару Роберу Сюркуфу
Марка, выпущенная на Маврикии, посвященная корсару Роберу Сюркуфу

Именем этого великого корсара во Франции перед 2-й Мировой войной был назван гигантский подводный крейсер, вооружённый спаренными орудиями калибра 203 мм. Вот только никакой славы он Франции не принёс…

Но это уже другая история…