Судьба наконец улыбнулась уникальному спецавтобусу МАЗ 131020, созданному два года назад по африканскому заказу, но так и не покинувшему Минск: машина в качестве гуманитарной помощи передается в Сирийскую Арабскую Республику (САР), где сможет на практике проявить свои суперспособности.
Напомним, создавался МАЗ 131020 для работы в пригородном сообщении на дорогах с плохим покрытием и в самых жестких условиях эксплуатации. Концепция этого проекта базировалась на пяти принципах: надежное рамное шасси, возможность перевозки грузов на крыше, простота конструкции, хорошая ремонтопригодность, низкая цена - такие требования выдвинул потенциальный заказчик из Африки.
Базой для "африканского" автобуса послужило удлиненное шасси хорошо известного грузовика МАЗ-5336 с усиленным задним мостом (колесная база - 5700 мм; распределение полной массы по осям - 6500+13.000 кг). Двигатель - турбодизель ЯМЗ-236БЕ2 (250 л.с., 1078 Нм, Евро-2). Коробка передач - механическая 9-ступенчатая Fast Gear 9JS135TA. Многие называют этот автобус внедорожным, но привод у него только задний.
Кузов для данной модели на МАЗе "сваяли", что называется, на все выделенные деньги - оригинальный, но предельно простой (даже без двери для водителя). Плоское ветровое стекло, состоящее из двух частей, мощный передний бампер (кстати, от внедорожника МАЗ-6317) и грузовая платформа на крыше добавляли архаичности внешнему облику, но все это делалось по требованию заказчика.
В салоне автобуса установили 44 пассажирских сиденья (в том числе одно - рядом с водителем). Общая вместимость - 73 человека. Габаритные размеры МАЗ 131020: длина - 11.470 мм; ширина - 2500 мм; высота - 3530 мм. Снаряженная масса автобуса - 11.400 кг, полная технически допустимая - 19.500 кг. Грузоподъемность багажника на крыше - 3000 кг. Подвеска - рессорная со стабилизаторами. Тормозная система - пневматическая, предусмотрены ABS и ASR. Максимальная скорость - 90 км/ч.
По неназванным причинам автобус МАЗ 131020 оказался невостребованным: то ли требования заказчик изменил, то ли тендер отменили. В течение двух лет машина оставалась на территории предприятия и периодически демонстрировалась на выставках, организованных для гостей МАЗа. Минувшим летом завод объявил о планах создания нового "африканского" автобуса - более современного и совершенного. После чего единственный экземпляр МАЗ 131020 выставили на продажу. Информация об этом автобусе была размещена в разделе "Автотехника с пробегом (б/у)". Цена на уникальную машину сначала была установлена на уровне 62.600 руб. без НДС. Последнее предложение - 61.700 руб. без НДС. Пробег у автобуса указывался совсем маленький - всего 30 км. Техническое состояние было заявлено как хорошее.
О том, что МАЗ 131020 отправится в САР, стало известно после официального опубликования постановления Совета Министров Республики Беларусь № 893 от 12 декабря 2018 года "Об оказании гуманитарной помощи Сирийской Арабской Республике".
Всего из Беларуси в Сирию будет отправлено товаров и оборудования на сумму 988.792,23 руб. В Приложении к постановлению правительства приводится полный перечень материальных ценностей, в котором 70 различных позиций: от детской обуви и одежды, школьных принадлежностей и лекарств до передвижных дизельных электростанций, медицинских кроватей, искусственных сердечных клапанов и грузовых автомобилей.
Кроме спецавтобуса МАЗ 131020 стоимостью 125.448,0 руб. (именно так указано в Приложении), в Сирию в качестве гуманитарной помощи будут отправлены также два 20-тонных самосвала МАЗ-551605-280-750 общей стоимостью 228.312 руб. (т.е. по 114.156 руб. за каждый экземпляр). Они имеют колесную формулу 6х4 и 330-сильные двигатели ЯМЗ-238ДЕ2Э уровня Евро-2. Таких машин еще много работает в Беларуси, но серийно они уже не производятся. Очевидно, в САР отправят самосвалы из старых запасов. Скажем, на конец апреля в остатках автотехники на свободном складе МАЗа числилось 16 единиц МАЗ-551605-280-750, все 2015 года выпуска, с отпускной ценой 91.428 руб. (НДС, EXW г. Минск*) - возможно, сирийская парочка как раз из этой партии.
Отметим, что Министерство финансов возместит Министерству промышленности (а через него - Минскому автозаводу) как стоимость указанной техники, так и транспортные, командировочные и другие расходы, связанные с ее доставкой. Возмещение будет произведено за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.
Напомним, в начале нынешнего года в САР поступили (также в качестве гуманитарной помощи) три внедорожных самосвала МАЗ- 651705-210-000Р1. Они были переданы сирийским строителям и приняли участие в восстановлении страны, разрушенной многолетней войной.
Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото из архива редакции
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber