Организаторы конференции Amuse UX, которая проходила этой осенью в Будапеште, выложили видео докладов. В том числе и моего:
Эта поездка и конференция, помимо прочего, запомнятся мне интересным ощущением, которое называется imposter syndrome, то есть синдром самозванца. Это такое ощущение, когда кажется, что ты не на своём месте: от тебя многого ждут, а ты на самом деле ничего не умеешь, и тебя вот-вот разоблачат. Говорят, с этим синдромом нередко сталкиваются самые разные люди, особенно те, что внешне кажутся уверенными в себе.
Поводов для беспокойства было немало:
- Мои публичные выступления на английском можно пересчитать по пальцам одной руки.
- На конференции была более чем внушительная программа. Только посмотрите слайд с логотипами компаний докладчиков (хорошо так Интерком затесался прямо по центру):
- У всех этих компаний дизайн-команды мирового уровня, у всех докладчиков сильные кейсы.
- 11 из 14 докладчиков — нэйтив-спикеры, то есть английский у них родной. Многие прилетели из штатов.
- Большинство привезли доклады, которые они уже раньше делали, да не по одному разу — это отполированные до блеска выступления.
У меня же наполовину был пересказ доклада про ботов, который уже делал в Стокгольме и Москве, а наполовину — новый материал, который никогда раньше не рассказывал. Это истории про Custom bots и Answer bot — продукты, которые мы запустили этим летом и осенью.
В общем, мне казалось, что это всё какая-то ошибка. Мне было бы небезынтересно побывать на такой конференции в качестве слушателя, но что я собираюсь делать на сцене? Только опозорю компанию.
Справиться с неуверенностью помогла пара мыслей.
Во-первых, у меня всё-таки был какой-никакой материал. Не просто абстрактные рассуждения в духе «нормально делай — нормально будет» (хотя и с такими рассуждениями, как оказалось, можно собирать Олимпийский), а наш живой продукт, к которому приложил руку, голову и сердце. Мне самому всегда интересно слушать людей, которые что-то делают настоящее. Если вы хотели бы выступить на конференции, но не знаете, о чём рассказать — расскажите о том, над чем работаете. Покажите процесс, трудности, удачи и ошибки — по-моему, это самый интересный тип докладов.
Во-вторых, ну что на самом деле может случиться? Даже если мой доклад окажется унылым и слабым — всем всё равно. Слушатели забудут об этом ровно на следующий же день после конференции.
В итоге всё получилось, и, судя по отзывам слушателей, получилось очень даже неплохо.
Самая большая проблема с imposter syndrome в том, что из-за него люди иногда не делают чего-то важного. Очень благодарен организаторам конференции за то, что пригласили выступить, и очень рад, что не отказался. Отказаться было бы легко, но тогда так и оставался бы с ощущением, что мне ещё далеко до уровня остальных докладчиков. Теперь знаю, что могу быть на уровне.
Если вам иногда кажется, что вы некомпетентный самозванец и вас вот-вот разоблачат, вспомните о том, что то же самое время от времени кажется очень многим. У вас высокие требования к себе, и это здорово. «Делай, что должен, и будь, что будет».
Если вам всё время кажется, что вы некомпетентный самозванец — возможно, так и есть.
* * *
Об авторе: Константин Горский работает дизайн-менеджером в Intercom. В прошлом — дизайн-директор Яндекса.
Этот пост был изначально опубликован в Телеграм-канале Design & Productivity.